Дело №2-1061/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2023 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Бормотовой А.Р.,
с участием истца Володиной Г.А.,
представителя истцов – Тороповой И.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчиков Ковалева В.А., Ковалевой Л.В.,
представителя ответчиков – Бурменко Т.В., действующей на основании ч.6 ст.53 ГПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Володина Г.А., Володино И.В. к Ковалева В.А., Ковалева Л.В. о прекращении общей собственности, разделе домовладения,
УСТАНОВИЛ:
Володина Г.А. и Володино И.В. обратились в суд с исковым заявлением к Ковалева В.А., Ковалева Л.В. о прекращении общей собственности, разделе домовладения.
Исковые требования мотивированы тем, что истцам принадлежит 45/100 долей жилого дома с хозяйственными и бытовыми сооружениями и 47/100 долей земельного участка, на котором он расположен по адресу: <адрес>. Ответчикам Ковалева В.А. и Ковалева Л.В. в равных долях принадлежит иная доля домовладения и земельного участка. Общего имущества у совладельцев не имеется, истцы и ответчики проживают в отдельных самостоятельных частях жилого дома. Поскольку собственники не могут прийти к соглашению о разделе домовладения, истцы обратились за судебной защитой.
В судебном заседании истец Володина Г.А. и представитель истцов заявленные исковые требования поддержали, настаивая на их удовлетворении, по изложенным в исковом заявлении основаниям, с учетом поданного уточнения и заключения эксперта.
Ответчики, их представитель не возражали против удовлетворения иска о разделе домовладения со взысканием в их пользу компенсации за отступление от идеальной доли и ? доли стоимости летней кухни.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В соответствии со ст.16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, критерием, позволяющим разграничить виды жилых помещений «часть жилого дома» и «квартира» является отсутствие или наличие помещений общего пользования.
По смыслу статьи 36 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме характеризуются наличием общего имущества, а именно помещений, предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов, коридоров, технических этажей, чердаков, подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, иного обслуживающего более одного помещения в данном доме оборудования, иных помещений в данном доме, не принадлежащих отдельным собственникам и предназначенных для удовлетворения социально - бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыш, ограждающих несущих и ненесущих конструкций данного дома, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного помещения. Из приведенных правовых норм следует, что жилым домом (частью) признается изолированная постройка (строение) (часть строения), предназначенная для проживания людей и отвечающая соответствующим строительным, техническим, противопожарным, санитарно–гигиеническим требованиям.
В соответствии с ч.1 ст.290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Из письма Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 №ог-д23-1694 "О статусе жилого дома блокированной застройки" жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным жилым домам.
Таким образом, признаком многоквартирного дома является не только наличие в нем нескольких квартир, но также наличие общего имущества и общих помещений, в которые можно выйти из каждой квартиры, наличие выхода либо в общий коридор или на общий земельный участок. В противном случае обособленное жилое помещение, не обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме, не будет являться квартирой в многоквартирном доме в смысле, вкладываемом в это понятие Жилищным кодексом РФ.
К изолированной части жилого дома, подразумеваемой в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 1980 года №4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом", следует относить такую часть дома, которая имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеет с соседними частями дома общих чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими частями дома.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Володина Г.А. является собственником 45/200 доли домовладения по <адрес>, кадастровый №, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением об установлении долей в праве собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.(Т.1 л.д.11-13,17, 90-97, 135-144).
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Володино И.В. принадлежит 45/200 доли домовладения по <адрес>, кадастровый № (Т.1 л.д.11-13,17, 90-97,147-158).
Также по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашению об установлении долей в праве собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Ковалева В.А. принадлежит 55/200 долей жилого <адрес>, кадастровый № ( л.д.11-13,17, 90-97, 135-144).
Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Ковалева В.А. и Володина Г.А. предоставлен в собственность земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 1500 кв. м., кадастровый №, площадью 1500 кв.м. (Т.1 л.д.54-69).
ДД.ММ.ГГГГ между Ковалева В.А. и Володина Г.А. подписано соглашение об определении долей земельного участка, принадлежащего на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым определено, что Ковалева В.А. принадлежит 53/100 доли участка (795 кв.м.), Володина Г.А. 47/100 доли участка (705 кв.м.) (Т.1 л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ Володина Г.А. подарила Володино И.В. 1/3 долю от принадлежащего ей на праве собственности 47/100 долей земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> (Т.1 л.д.126-128).
На основании брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ, выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Ковалева Л.В. является собственником 53/200 долей земельного участка с кадастровым номером № и 55/200 долей жилого дома с кадастровым номером 90:15:050402:86, расположенных по адресу: <адрес> (Т.1 л.д.72-98,159-161).
По информации ГУП РК Крым БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, за домовладением № по <адрес> заинвентаризирована летняя кухня лит. Б (л.д.162).
Выписки из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что на кадастровом учете находится нежилое здание (летняя кухня лит. Б) площадью 31,7 кв. м. по <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого определена в размере 211694,06 руб. (Т.1 л.д.216-218, 227-229).
В соответствии с заключением ООО Научно-Практический Центр «Экспертные исследования» № от ДД.ММ.ГГГГ 45/100 долей домовладения по <адрес> в <адрес>, принадлежащих Володина Г.А. и Володино И.В., представляют собой, обособленный объект недвижимости, который не соответствует идеальной доле - на 0,2 кв.м. больше, чем положено и составляет 45,3/100 доли. Раздел домовладения в соответствии с фактической долей и сложившимся порядком пользования сторон, в том числе с отступлением от идеальных долей возможен без проведения работ по переоборудованию, так как фактически образованы два изолированных объекта недвижимости. При разделе хозяйственные и бытовые строения не учитывались, в связи со сносом двух (из четырех) объектов, и невозможностью установления экспертом фактических площадей всех строений, на момент натурного осмотра. Экспертом предложен единственно возможный вариант раздела жилого <адрес>, как дома блокированной застройки, в соответствии с долями совладельцев (55/100 и 45/100), с отступлением от идеальных долей, при этом выполнение каких-либо работ по переоборудованию не требуется, образуются:
- блок Ковалева В.А. и Ковалевой Л.А., состоящий из:1-1 – прихожая, площадью 4 кв.м., 1-2 -жилая комната, площадью 9,7 кв.м., 1-3- жилая комната, площадью 7,6 кв.м., 1-4 – коридор, площадью 5,1 кв.м., 1-5-кухня, площадью 11,6 кв.м., общая внутренняя площадь блока составляет 38 кв.м;
- блок Володина Г.А. и Володино И.В., состоящий из: 2-1 – кухня, площадью 8.6 кв.м., 2-2-прихожая, площадью 4,1 кв.м., 2-3- жилая комната, площадью 9,6 кв.м., 2-4- жилая комната, площадью 9,2 кв.м., общая внутренняя площадь блока составляет 31,5 кв.м.
Стоимостное выражение несоответствия идеальных долей, в денежном эквиваленте составляет 4269,90 руб. У всех собственников жилого дома по <адрес>, имеются самостоятельные выходы на участок, а общее имущество и коммуникации, отсутствуют (Т.2 л.д.1-62).
Таким образом, судом установлено, что жилой дом по адресу: <адрес> фактически представляет собой обособленные части жилых и нежилых помещений, разделенных общей капитальной стеной, имеющих отдельные входы и коммуникации.
Между сторонами сложился определенный порядок пользования одноэтажным домом не в целом, а его отдельными частями, которые являются изолированными друг от друга, оборудование жилого дома позволяет эксплуатировать его владельцам своих частей дома самостоятельно и автономно, и части дома представляют собой фактически самостоятельные объекты жилищных прав в смысле вышеприведенных норм жилищного законодательства, и спора между владельцами не имеется.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что спорное здание отвечает требованиям о жилых домах блокированной застройки, и, соответственно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, суд считает заявленные исковые требования законными, обоснованными, подтвержденными материалами дела, в связи с чем, подлежащими удовлетворению, в соответствии в выводами эксперта, исходя из требований, предъявляемых к дому блокированной застройки.
Оснований для раздела объекта недвижимости иным образом, с учетом представленного экспертного заключения, судом не установлено.
Также с истцов в пользу ответчиков подлежит взысканию компенсация за несоответствие идеальных долей жилого дома в размере 4269 руб., а также за 55/100 доли летней кухни лит. Б, которая фактически используется истцами, исходя из размера кадастровой стоимости в сумме 112197,85 руб. (211694,06х53/100).
Оснований для удовлетворения требований истцов о взыскании стоимости оплаты за судебную экспертизу суд не находит, ввиду непредставления истцом соответствующего платежного документа и отсутствия конкретных сведений о размере взыскания в исковом заявлении. При предоставлении соответствующих доказательств истцы не лишены права на разрешение вопроса о судебных расходах в порядке ст.103.1 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковое заявление Володина Г.А., Володино И.В. – удовлетворить частично.
Изменить статус домовладения № по <адрес> Республики Крым, кадастровый №, признав его домом блокированной застройки.
Признать 55/100 доли домовладения № по <адрес> Республики Крым, принадлежащих Ковалева В.А. (55/200 долей) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об установлении долей в праве собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ и Ковалева Л.В. (55/200 долей), на основании брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ - отдельным жилым блоком № в доме блокированной застройки.
Признать 45/100 доли домовладения № по <адрес> Республики Крым, принадлежащих Володина Г.А. (45/200 долей) на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об установлении долей в праве собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ, и Володино И.В. (45/200 долей), на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об установлении долей в праве собственности на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ - отдельным жилым блоком № в доме блокированной застройки.
Прекратить право собственности Ковалева В.А. на 55/200 долей, Ковалевой Л.А. на 55/200 долей, Володина Г.А. на 45/200 долей, Володино И.В. на 45/200 долей жилого <адрес> Республики Крым.
Признать в равных долях за Ковалева В.А. и Ковалевой Л.А. право собственности на жилой блок № в доме блокированной застройки № по <адрес>, Республики Крым, состоящий из помещений: 1-1 – прихожая, площадью 4 кв.м., 1-2 -жилая комната, площадью 9,7 кв.м., 1-3- жилая комната, площадью 7,6 кв.м., 1-4 – коридор, площадью 5,1 кв.м., 1-5-кухня, площадью 11,6 кв.м.
Признать в равных долях за Володина Г.А. и Володино И.В. право собственности на жилой блок № в доме блокированной застройки № по <адрес>, Республики Крым, состоящий из помещений: 2-1 – кухня, площадью 8,6 кв.м., 2-2-прихожая, площадью 4,1 кв.м., 2-3- жилая комната, площадью 9,6 кв.м., 2-4 - жилая комната, площадью 9,2 кв.м., летней кухни лит.Б площадью 31,7 кв.м.
Взыскать с Володина Г.А. <данные изъяты>) и Володино И.В. (<данные изъяты>) в равных долях в пользу Ковалева В.А. (<данные изъяты>) и Ковалевой Л.А. (<данные изъяты>) компенсацию за отступление от идеальных долей выделяемого имущества в размере 116466 (сто шестнадцать тысяч четыреста шестьдесят шесть) руб. 85 коп.
В удовлетворении иска в иной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Алуштинский городской суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 18.12.2023 г.