Дело <№ скрыт>
УИД <№ скрыт>RS0<№ скрыт>-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 06 сентября 2023 г.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Селимова Б.С.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> к МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
ТОУ Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> обратился в районный суд с иском к МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» о признании неправомерными действий и обязании МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» представить план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии требованиями в селах Ахты и Гдынк, <адрес скрыт> РД.
В подтверждении своих доводов, ТОУ Роспотребнадзора указывает, что в адрес главы администрации МР «<адрес скрыт>» и начальника МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» ДД.ММ.ГГГГ за <№ скрыт> и <№ скрыт> направлены уведомления о средних уровнях показателей проб питьевой воды, отобранных в течение 2022 года по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и не соответствующих нормативам качества питьевой воды. В уведомлениях, в том числе было указано о необходимости разработки плана мероприятий по приведению установленным требованиям на основании технического задания в срок до ДД.ММ.ГГГГ Однако в срок до 01 июля текущего года ответчик не согласовал с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в селах Ахты, Гдынк, <адрес скрыт> РД.
Просит признать действия МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» при организации водоснабжения в селах Ахты и Гдынк, <адрес скрыт> РД с нарушениями действующего законодательства. Обязать МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» в течение 2 недельного срока после вступления решения суда в законную силу представить в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в селах Ахты и Гдынк, <адрес скрыт> РД.
Представителя истца и ответчика, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем суд считает их неявку неуважительным и в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Государственные санитарные врачи и их заместители имеют право предъявить заявления в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Как установлено в судебном заседании МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» осуществляет холодное водоснабжение населения сел СП «сельсовет Ахтынский», <адрес скрыт> РД.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Согласно ст.ст. 42,58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Таким образом, исходя из указанных норм законов, обязанность по организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения лежит на ответчике.
СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливает гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Согласно п. 4.2. указанных Правил производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе; индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Из уведомления ТОУ Роспотребнадзора РД в <адрес скрыт> ФИО2, направленного врио главы администрации МР «<адрес скрыт>» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> следует, что во исполнение п.5 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» представлен анализ результатов лабораторного мониторинга качества водопроводной воды сельских поселений МР «<адрес скрыт>» за 2022 год. По результатам лабораторного мониторинга за качеством питьевой воды в <адрес скрыт>, Джаба, Луткун, Хрюг, Фий, Гдым, Гогаз, Ялак имеется риск развития инфекционных заболеваний связанных с водным фактором, что может повлечь за собой возникновение эпидемиологического неблагополучия на территории сел. Оценить риск развития инфекционных и неинфекционных заболеваний связанных с водным фактором в селах в виду отсутствия исследованных проб питьевой воды или ничтожного количества исследованных проб воды, не представляется возможным, что может повлечь за собой возникновение эпидемиологического неблагополучия на территории <адрес скрыт>. Просит обеспечить выполнение мероприятий с установлением срока исполнения.
Информацию о принятых мерах и проведенной работе в сроки до ДД.ММ.ГГГГ представитель истца просит представить на электронный адрес или по адресу: РД, <адрес скрыт>.
Аналогичное уведомление представителем истца направлено начальнику МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт>.
Начальнику МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» также направлено извещение от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> на составление протокола об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» осуществляет подачу воды населению с нарушением санитарных норм и правил.
По вышеизложенным основаниям суд считает иск ТО Управления Роспотребнадзора подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес скрыт> в <адрес скрыт> к муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» удовлетворить.
Признать действия МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» при организации водоснабжения в селах Ахты и Гдынк, <адрес скрыт> РД с нарушениями действующего законодательства.
Обязать МБУ «УЖКХ» МР «<адрес скрыт>» в течение 2 недельного срока после вступления решения суда в законную силу представить в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес скрыт> план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в селах Ахты и Гдынк, <адрес скрыт> РД.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд РД в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья Б.С. Селимов
Решение вынесено на компьютере в совещательной комнате.