Дело №2-171/2023
22RS0001-01-2023-000074-65
решение в мотивированном виде
изготовлено 29 марта 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2023 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Коробовой Ю.Е.,
при секретаре Тюбиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре администрации города Алейска Алтайского края к Токаревой Юлии Викторовне о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре администрации города Алейска Алтайского края обратился в суд с иском к Токаревой Ю.В. о сносе самовольной постройки указывая на то, что 01 июля 2022 года Комиссией произведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешённого использования под жилую застройку (индивидуальную), местоположение: <адрес>, с выездом на место. В результате проведенного осмотра установлено, что на территории земельного участка, размещено самовольно возведенное здание шиномонтажной мастерской. До настоящего времени на самовольную постройку не получены разрешительные документы. Строительство здания ответчиком осуществлено без разрешения, что является нарушением п. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска 25 августа 2022 года № 385 было вынесено предостережение № 1 о недопустимости нарушения обязательных требований. 02 сентября 2022 года предостережение было получено ответчиком. На основании вышеизложенного выявлены нарушения требований земельного законодательства: несоответствие фактического использования земельного участка установленному виду разрешенного использования (ст. 8.8 КоАП РФ). Земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки усадебного типа (Ж-2), предназначенной для застройки малоэтажными жилыми домами усадебного типа с количеством этажей не более двух и иными объектами жилищного строительства с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Размещение шиномонтажной мастерской в жилой зоне не возможно.
В связи с чем, истец просит обязать Токареву Ю.В. снести самовольно возведенное здание шиномонтажной мастерской, размещенное на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Представитель истца Комитета по ЖКХ, транспорту, строительству и архитектуре администрации города Алейска Колосова А.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, пояснила аналогично изложенному в иске. В предыдущих судебных заседаниях представитель истца Данилушкин С.Н., настаивал на удовлетворении исковых требований, полагая, что в строение используется и в настоящее время в качестве шиномонтажной мастерской.
Ответчик Токарева Ю.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснив, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ей на праве собственности. Жилой дом, расположенный на указанном земельном участке был снесен, залит фундамент под строительство нового жилого дома. В настоящее время на земельном участке построено строение, которое действительно ранее использовалось в качестве шиномонтажной мастерской, однако сейчас оно используется в качестве гаража и для хранения хозяйственного инвентаря.
Протокольным определением от 20 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте извещены надлежащим образом, каких либо возражение на исковое заявление не представлено.
Протокольным определением от 13 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Токарев П.В.
Третье лицо Токарев П.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснив, что он действительно ранее занимался предпринимательской деятельностью, а именно шиномонтажными работами, 10 октября 2022 года снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время оспариваемое строение используется в качестве гаража.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов дела следует, что 01 июля 2022 года Комиссией произведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешённого использования под жилую застройку (индивидуальную), местоположение: <адрес>, с выездом на место. В результате проведенного осмотра установлено, что на территории земельного участка, размещено самовольно возведенное здание шиномонтажной мастерской, что подтверждается актом визуального осмотра земельного участка от 01 июня 2022 года.
25 августа 2022 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска вынесено предостережение № 1 о недопустимости нарушения обязательных требований со ссылкой на то, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>.м., принадлежит на праве собственности Токаревой Ю.В., на территории земельного участка, размещено самовольно возведенное здание шиномонтажной мастерской, что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка: под жилую застройку (индивидуальную). Токаревой Ю.В. предложено направить в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска уведомление об исполнении настоящего предостережения в срок не позднее 60 дней с момента его получения
02 сентября 2022 года предостережение было получено ответчиком, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором. Данный факт ответчиком не оспаривается.
В обоснование заявленных исковых требований Комитет по ЖКХ, транспорту, строительству и архитектуре администрации г. Алейска Алтайского края указал на несоответствие фактического использования земельного участка установленному виду разрешенного использования, а конкретно на то, что земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки усадебного типа (Ж-2), предназначенной для застройки малоэтажными жилыми домами усадебного типа с количеством этажей не более двух и иными объектами жилищного строительства с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Размещение шиномонтажной мастерской в жилой зоне не возможно.
Согласно статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками не должно наносить ущерба окружающей среде.
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Пункт 1 статьи 222 ГК РФ определяет, что строение, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.
Согласно пункту 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 ГК РФ.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ, органом местного самоуправления поселения, городского округа (пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ, введенный в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ).
Из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.11.2022 (пункт 7, далее - Обзор от 16.11.2022), следует, что снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.
В данном Обзоре от 16.11.2022 (пункт 9) также отмечено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку и (или) для удовлетворения иска о ее сносе, если отсутствуют иные препятствия для сохранения постройки.
Из пункта 11 Обзора от 16.11.2022 усматривается, что при рассмотрении спора о сносе объекта требуется установить наличие у истца не только процессуального права на предъявление иска, но и материально-правового интереса в сносе самовольной постройки, выраженного в том, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, площадью <данные изъяты>., кадастровый №, категория земель: под жилую застройку (индивидуальную), расположенный по адресу: <данные изъяты> принадлежит на праве собственности Токаревой Ю.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН <данные изъяты> от 07 декабря 2022 года.
28 октября 2022 года Токарева Ю.В. обратилась в Администрацию г. Алейска Алтайского края представив уведомление о планируемом строительстве жилого дома.
По результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве разрешено строительство в соответствии с указанными в уведомлении параметрами объекта индивидуального жилищного строительства.
В настоящее время на земельном участке размещено здание (гараж), который ранее использовался в качестве шиномонтажной мастерской, что не оспаривается ответчиком. До настоящего времени на самовольную постройку не получены разрешительные документы. Строительство здания ответчиком осуществлено без разрешения, данный факт ответчиком также не оспаривается.
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования г.Алейска Алтайского края, принятых решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края №23 от 19 августа 2020 года, установлено, зоны жилищной застройки усадебного типа (Ж-2) предназначены для застройки малоэтажными жилыми домами, жилыми домами усадебного типа с количеством этажей не более двух, иными объектами жилищного строительства с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Указанными Правилами установлены предельные размеры существующих земельных участков, выделенных для строительства индивидуального жилого дома или ведения личного подсобного хозяйства, определяются в соответствии с правоустанавливающими документами и фактическому использованию. Минимальный отступ от красной линии улиц – 5 м., от красной линии проездов – 3м. В условиях строительства в существующей усадебной застройке возможно размещение строящихся жилых домов в глубине участка с отступом от линии регулирования существующей застройки, обеспечивающей противопожарной нормы; минимальный отступ вспомогательных строений от боковых границ участка – 1м, для жилых домов – 3 м; до границы соседнего участка минимальные расстояния: от дома – 3м; от других построек (бани, гаражи и др.) – 1,0 м (при соблюдении противопожарных норм).
Под красными линиями подразумеваются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В границах зон застройки индивидуальными жилыми домами не допускается: ремонт автомобилей, другой технике, складирование строительных материалов, хозяйственного инвентаря, оборудования на землях общего пользования; размещение со стороны улиц вспомогательных строений, за исключением гаражей.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» обращено внимание судов на то, что при рассмотрении споров о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства (пункт 26).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком постройка (гараж) эксплуатируется с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а также создает такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, истцом суду не представлено. Требований о сносе указанной самовольной постройки истцом не заявлено, ходатайств о проведении экспертизы сторонами заявлено не было.
Истцом заявлены требования о возложении на ответчика обязанности снести самовольно возведенное здание шиномонтажной мастерской, однако доказательств того что указанное помещение действительно используется в качестве шиномонтажной мастерской суду не представлены.
Из материалов дела следует и не отрицается ответчиком, что ранее указанное помещение использовалось в качестве шиномонтажной мастерской ее супругом Токаревым П.В., однако в связи с получением предостережения № 1 о недопустимости нарушения обязательных требований в сентябре 2022 года, принято решение, что супруг прекратит свою деятельность, в связи с чем 10 октября 2022 года Токарев П.В. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе, а также листом записи ЕГРИП от 10 октября 2022 года.
Кроме того, Комитетом по ЖКХ транспорту, строительству и архитектуре администрации города Алейска Алтайского края не представлено доказательств того, что сохранение данной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан. Материалы дела не содержат претензий смежных землепользователей.
Разрешая спор по существу, руководствуясь статьями 209, 222 ГК РФ, суд не находит оснований и для удовлетворения иска, поскольку истцом не представлено доказательств того, что постройка используется ответчиком в качестве шиномонтажной мастерской, создает угрозу жизни и здоровью.
Не получение разрешения органа местного самоуправления на возведение на принадлежащем ответчику Токаревой Ю.В. на праве собственности земельном участке постройки (здания гаража), как следствие, отсутствие у него разрешения на строительство само по себе, с учетом положений статьи 222 ГК РФ, не является безусловным основанием для его сноса.
Доводы, приведенные представителем истца Данилушкиным С.Н. в ходе судебного заседания о нарушении возведенной постройкой красных линий, а также не соответствии постройки архитектурному стилю муниципального образования г.Алейска Алтайского края, судом не принимаются, поскольку, основанием иска является несоответствие фактического использования земельного участка установленному виду разрешенного использования, в связи с размещением шиномонтажной мастерской в жилой зоне. Требования истцом в порядке статьи 39 ГПК РФ уточнены не были.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре администрации города Алейска Алтайского края о сносе возведенного здания шиномонтажной мастерской, размещенной на земельном участке, по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре администрации города Алейска Алтайского края к Токаревой Юлии Викторовны о сносе самовольной постройки отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.Е. Коробова