Решение по делу № 2-45/2015 (2-713/2014;) от 25.12.2014

Дело № 2-45/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Удорский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Матвеевой Г.А.,

с участием прокурора Колесникова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 23 января 2015 года исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Большая Пучкома» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Прокурор Удорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения администрацией СП «Большая Пучкома» законодательства по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и ее размещения в сети «Интернет». В нарушение положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, на официальном сайте, используемом администрацией СП «Большая Пучкома», отсутствует информация, предусмотренная частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на свободное получение информации о деятельности органа местного самоуправления. Просил суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления поселения в части не размещения в сети «Интернет» полной информации о деятельности, и возложить на ответчика обязанность по размещению указанной информации.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал и настаивал на их удовлетворении, установив срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация сельского поселения «Большая Пучкома», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла. В судебное заседание направлено письменное заявление о признании иска и рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Статьей 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ декларировано право физических и юридических лиц для получения любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. При этом государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Статья 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон) устанавливает способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, одним из которых является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

Статьей 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте муниципального района.

Перечень информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет» определен частью 1 статьи 13 указанного Федерального закона. Состав общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет", в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 13 Федерального закона).

Порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных (часть 4 статьи 13 Федерального закона).

В силу частей 7 и 8 статьи 14 указанного Федерального закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в части 7 настоящей статьи, определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", за исключением информации, размещаемой в форме открытых данных, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Периодичность размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности органов местного самоуправления, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации в форме открытых данных определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 14 Федерального закона).

В соответствии со статьями 24 и 25 указанного Федерального закона контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления. Порядок осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления устанавливается соответственно нормативными правовыми актами государственных органов, муниципальными правовыми актами. Надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Уставом МО СП «Большая Пучкома» и Положением об администрации СП «Большая Пучкома» исполнительно-распорядительным органом данного муниципального образования является администрация СП «Большая Пучкома».

Доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления СП «Большая Пучкома» обеспечивается, в том числе, путем размещения данной информации в сети «Интернет» на официальном сайте администрации муниципального района «Удорский» - http://www.udora.info.

В ходе мониторинга указанного сайта прокуратурой Удорского района выявлено, что информация на сайте о деятельности данного органа местного самоуправления является не полной, что затрудняет доступ граждан к такой информации и снижает качество муниципальных административно-управленческих процессов, способствуя коррупции и иным злоупотреблениям, нарушает основополагающие принципы свободы информации, к числу которых относится гласность и прозрачность деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим, суд приходит к выводу, что бездействие ответчика в этой части является незаконным и влечет нарушение конституционных прав граждан на свободное получение информации.

Перечень размещенной информации не отражает в полном объеме требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к перечню информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет» в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона № 8-ФЗ, что влечет нарушение прав населения на открытость и доступность, свободу поиска, а также получение информации о деятельности органа местного самоуправления.

Представитель администрации СП «Большая Пучкома» участия в судебном заседании не принял, сведений об устранении нарушений федерального законодательства не предоставил, не добыто таких сведений и судом. Главой сельского поселения - руководителем администрации поселения в судебное заседание направлено письменное заявление, в котором исковые требования признаются.

Согласно статье 173 ГПК РФ, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет сторонам последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Обстоятельств, препятствующих принятию судом признания ответчиком иска, предусмотренных частью 2 статьи 39 ГПК РФ, не имеется.

Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 27 и статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, нарушены права и свободы значительного числа граждан либо нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с указанным исковым заявлением, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств устранения выявленных нарушений, суд признает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом обстоятельств дела, запрашиваемый прокурором срок выполнения указанных мероприятий суд находит разумным и достаточным для их выполнения, в связи с чем, ответчику следует установить срок для исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, до 01 апреля 2015 года включительно.

На основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Большая Пучкома» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению определенных действий, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Большая Пучкома» в части не обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Большая Пучкома» и ее размещения в сети «Интернет».

Обязать администрацию сельского поселения «Большая Пучкома» в срок до 01 апреля 2015 года разместить в сети «Интернет» на официальном сайте администрации муниципального района «Удорский» – http://www.udora.info. следующую информацию о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Большая Пучкома»:

1) сведений о полномочиях органа местного самоуправления, перечня законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органа местного самоуправления;

2) перечней информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления;

3) муниципальных правовых актов, изданных органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

4) текстов проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования – Совет МО СП «Большая Пучкома»;

5) информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

6) административных регламентов, стандартов муниципальных услуг;

7) установленных форм обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

8) порядка обжалования муниципальных правовых актов;

9) информации об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведений об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;

10) информации о состоянии защиты населения и территории МО СП «Большая Пучкома» от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

11) информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах его полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;

12) текстов официальных выступлений и заявлений руководителя органа местного самоуправления;

13) статистической информации о деятельности органа местного самоуправления, включая: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств и сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджет МО СП «Большая Пучкома»;

14) информации о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, включая: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;

15) информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, включая: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема указанных лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений указанных лиц, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений органом местного самоуправления и принятых мерах.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

2-45/2015 (2-713/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Удорского района
Ответчики
Администрация МО СП "Большая Пучкома"
Суд
Удорский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
udorasud.komi.sudrf.ru
25.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2014Передача материалов судье
25.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2015Судебное заседание
23.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее