Решение по делу № 33-239/2013 от 09.01.2013

Докладчик Ярадаев А.В. Апелляционное дело № 33-239/2013

Судья Егоров Е.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 января 2013 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Семенова Н.В., судей Ярадаева А.В., Шумилова А.А., при секретаре Петуховой Л.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьева О.С. к администрации г.Чебоксары о признании незаконным отказа в согласовании границ земельного участка, признании границ земельного участка согласованными, поступившее по апелляционной жалобе представителя Игнатьева О.С. – Козлова А.Н. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 20 ноября 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении иска Игнатьева О.С. к администрации г. Чебоксары о признании незаконным отказа в согласовании границы земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: ..., установлении границы этого земельного участка согласно межевому плану, изготовленному ООО « ...», отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Игнатьев О.С. (далее – также истец) обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары, в котором просил признать незаконным отказ в согласовании границы земельного участка площадью 1200 кв.м с кадастровым №, расположенного по адресу: ..., считать согласованными границы названого земельного участка по указанным координатам характерных точек границ земельного участка.

Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.

Истец является собственником указанного земельного участка, площадь которого по правоустанавливающим документам составляет 600 кв.м., и расположенного на нем индивидуального жилого дома, который он в 2009 году получил в дар от отца ФИО1. Право собственности истца на земельный участок было зарегистрировано без определения (уточнения) местоположения его границ. Согласно межевому плану, изготовленному ООО «...», площадь земельного участка фактически составляет 1 200 кв.м., что допускается решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 апреля 2011 г. № 160 «Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам», предусматривающим, что максимальный размер земельного участка для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома может составлять 1200 кв.м. Истец уплачивает налоговые платежи исходя из размера земельного участка площадью 1173 кв.м., поскольку такая площадь земельного участка указана в техническом паспорте домовладения, изготовленном в 1992 году. С 1985 года территория земельного участка огорожена забором. Истец полагает, что по закону он имеет право на земельный участок по фактическому пользованию. Однако администрация г.Чебоксары отказывает истцу в согласовании границ земельного участка площадью 1200 кв.м, предлагая разделить этот участок на две части и оформить один земельный участок в аренду, ссылаясь на то, что площадь земельного участка по фактическому пользованию вдвое превышает его площадь по правоустанавливающим документам. Отказ администрации г. Чебоксары в согласовании границы земельного участка истец считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы.

В судебном заседании Игнатьев О.С. и его представитель Козлов А.Н. иск поддержали.

Представитель администрации г.Чебоксары Фомина Л.В. иск не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в апелляционной жалобе просит представитель Игнатьева О.С. - Козлов А.Н.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Игнатьева О.С., представителя Игнатьева О.С. - Козлова А.Н., поддержавших апелляционную жалобу, представителя администрации г.Чебоксары Фоминой Л.В., просившей оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая Игнатьеву О.С. в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался положениями п.10 ст.3 Федерального закона « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст.11 ЗК РФ, ст.1 Закона Чувашской Республики « О нормах предоставления земельных участков гражданам в Чувашской Республике», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2006 г. № 288 « О предельной площади увеличения размера земельного участка ро результатам межевапния», решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики 14 апреля 2011 г. № 160 « Об установлении размеров земельных участков, предоставляемых гражданам» и исходил из того, что заявленные требования удовлетворены быть не могут, поскольку по правоустанавливающим документам площадь находящегося в собственности Игнатьева О.С. земельного участка, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, составляет 600 кв.м., в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка Игнатьев О.С. имеет право на земельный участок, максимальный размер которого не может превышать 900 кв.м.

Оспаривая выводы суда, представитель Игнатьева О.С. – Козлов А.Н. ссылается на то, что суд неправильно применил к спорным правоотношениям приведенные в решении нормативно – правовые акты, противоречащие, по его мнению, п.9.1 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», и не применил к ним закон, подлежавший применению, а именно п.9 ст.38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, которые не подлежали применению в настоящем деле, и выводов суда не опровергают.

В силу ч.1 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласно положениям ст.40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч.1).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч.3 настоящей статьи случая (ч.2).

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч.3).

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью ( ч.4).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке (ч.5).

Согласно п.1 ст.64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Судебная защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ, то есть способами, прямо указанными в данной норме, а также иными способами, предусмотренными законом.

Действующее законодательство не предусматривает возможности согласования границ земельного участка с заинтересованными с лицами путем принятия судебного решения о признании незаконным отказа заинтересованного лица в согласовании границ земельного участка и признания границ земельного участка согласованными.

Таким образом, обратившись в суд с указанными требованиями, Игнатьев О.С. избрал ненадлежащий способ судебной защиты своих прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Из материалов дела следует, что право собственности Игнатьева О.С. на земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым №, расположенный по адресу: ..., 9 июня 2009 г. зарегистрировано в порядке, предусмотренном ст.25.2 Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с переходом к Игнатьеву О.С. права собственности на жилой дом, находящийся по тому же адресу, по договору дарения от ... г., заключенному с Игнатьевым С.И. Границы названного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, сведения о нем были внесены в государственный кадастр недвижимости 29 января 2006 г.

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок Игнатьевым О.С. в качестве правоустанавливающего документа было представлено постановление главы администрации г. Чебоксары от 4 декабря 1992 г. № 812/10 «О закреплении земельного участка № по ..., регистрации дома, надворных построек, выдаче правоустанавливающих документов», из которого следует, что за Игнатьевым С.И., который самовольно занял земельный участок площадью 1173 кв.м. и построил на нем жилой дом с надворными постройками без проекта на застройку, по указанному адресу был закреплен земельный участок площадью 600 кв.м.

Следовательно, земельный участок площадью 1173 кв.м. или 1200 кв.м., как это было установлено по результатам межевания при уточнении местоположения границ земельного участка, на законных основаниях ни в пользовании Игнатьева С.И., ни в пользовании Игнатьева О.С. никогда не находился.

В связи с этим несостоятельно утверждение Игнатьева О.С. о том, что по фактическому пользованию площадь находящегося в его собственности земельного участка с 1985 года составляет 1200 кв.м.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В то же время выводы суда в первом абзаце резолютивной части решения подлежат уточнению путем замены слов « установлении границы этого земельного участка согласно межевому плану, изготовленному ООО "...", отказать в полном объеме» словами « признании согласованными границ указанного земельного участка отказать», поскольку требование об установлении границ земельного участка Игнатьевым О.С. не заявлялось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

1.Оставить без удовлетворения апелляционную жалобу представителя Игнатьева О.С. - Козлова А.Н. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары от 20 ноября 2012 года.

2. В порядке уточнения изложенных в первом абзаце резолютивной части указанного решения выводов суда слова « установлении границы этого земельного участка согласно межевому плану, изготовленному ООО "...", отказать в полном объеме» заменить словами « признании согласованными границ указанного земельного участка отказать».

Председательствующий

Судьи:

33-239/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
28.01.2013Судебное заседание
11.02.2013Дело сдано в канцелярию
11.02.2013Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее