РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2012 года г. Москва
Солнцевский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Серова М.А., при секретаре Тищенко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-720\2012 по заявлению Топорковой Л. А. об оспаривании решения ОФМС района «Солнцево» г.Москвы, -
УСТАНОВИЛ:
Топоркова Л.А. (до заключения брака – ФИО4) обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ ОФМС района «Солнцево» г.Москвы, в ее регистрации и обязать ОФМС района «Солнцево» г.Москвы, зарегистрировать ее в квартиру по адресу: <адрес>.
Топоркова Л.А. в суде заявление поддержала.
Заинтересованное лица – ОФМС района «Солнцево» г.Москвы, и Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, извещены о месте и времени судебного разбирательства в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Суд в порядке ч.2 ст.257 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, считает заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.
В суде установлено, что решением Московского городского Совета народных депутатов от 27 мая 1985 года №1665 (л.д.6) для работников районных служб было организовано общежитие по адресу: <адрес>.
Решением Исполкома Солнцевского районного Совета народных депутатов г.Москвы от 3 сентября 1986 года №1188 (л.д.7) места в указанном общежитии распределены и спорная квартира № № передана в ведение районных служб и ПЖРО.
Согласно трудовой книжке (л.д.37-41) Топоркова Л.А. работала в <данные изъяты>, а затем переведена в <данные изъяты>, где работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5) в целях улучшения жилищных условий Топорковой Л.А. выделена спорная квартира по адресу: <адрес>.
На основании совместного решения администрации профсоюзного комитета и комитета комсомола по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30) Топорковой Л.А. выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27) на указанную квартиру в общежитии.
С указанного времени Топоркова Л.А. постоянно проживает в данной квартире в общежитии, оплачивает в спорной квартире жилищно-коммунальные платежи и не имеет задолженности, что подтверждается справкой ГКУ ИС района «Солнцево» г.Москвы (л.д.47), и тем самым исполняет свои обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
На основании заявления Топорковой Л.А. (л.д.11) на нее открыт по спорной квартире финансовый лицевой счет (л.д.9-10, 31) и начисляются жилищно-коммунальные платежи.
ДД.ММ.ГГГГ Топоркова Л.А. обратилась в ОФМС района «Солнцево» г.Москвы с заявлением (л.д.12) о регистрации ее по месту жительства в квартиру по адресу: г <адрес>.
Письмом начальника ОФМС района «Солнцево» г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) в удовлетворении заявления Топорковой Л.А. отказано со следующей формулировкой: «Для решения вопроса о регистрации Вас по месту жительства, Вам необходимо обратиться в Солнцевский районный суд».
Указанный отказ получен Топорковой Л.А. в конце ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Поскольку об отказе в регистрации Топоркова Л.А. узнала лишь конце ДД.ММ.ГГГГ года, а в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то предусмотренный трехмесячный срок для обращения в суд ею не пропущен.
Данный отказ ОФМС района «Солнцево» г.Москвы не основан на законе в силу следующего.
В соответствие со ст.47 ЖК РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
В силу ст.109 ЖК РСФСР для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определяется законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР.
Согласно п.10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988 года №328, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме.
Таким образом, Топорковой Л.А. спорная жилая площадь в общежитии была предоставлена в установленном законом порядке.
Топоркова Л.А. была фактически вселена в спорную квартиру и проживала в ней.
Отсутствие регистрации по месту жительства в спорной квартире не свидетельствует об отсутствии вселения, поскольку регистрация является лишь административным актом.
Кроме того, в суде установлено, что Топоркова Л.А. предпринимала попытки получить регистрацию в спорной квартире, но и ей было незаконно отказано по независящим от нее обстоятельствам.
Так, п.1.18 «Положения о едином порядке рассмотрения вопросов прописки и выписке населения в Москве и Московской области», утвержденного Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 4 февраля 1992 года №51-8, (действовал до 1 января 1996 года), гласит следующее:
Установить следующий порядок рассмотрения вопросов прописки и выписки населения. Возложить на территориальные органы внутренних дел оформление прописки и выписки граждан, подлежащих прописке независимо от установленной нормы жилой площади. Граждан (с членами семей), имеющих постоянную прописку в Москве или Московской области, - в общежития предприятий, на которых они работают, по ходатайствам ведомств и ордерам жилищно - коммунальных служб, выдаваемых по согласованию с органами местной исполнительной власти.
Таким образом, для регистрации Топорковой Л.А. в спорной квартире помимо ордера необходимо было ходатайство администрации работодателя.
Такое ходатайство (л.д.28) директор Универсама № ( <данные изъяты>») <данные изъяты>, в установленном порядке направил Префекту муниципального округа «Солнцево».
Вместе с тем ходатайство было оставлено без разрешения, и Топоркова Л.А. не была зарегистрирована в спорной квартире по вине администрации и органа внутренних дел района «Солнцево», несмотря на наличие к этому законных оснований.
В настоящее время <данные изъяты> ликвидирован.
В суде установлено, что исходя из положений ст.19 ЖК РФ спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, в зависимости от формы собственности относится к муниципальному жилищному фонду г.Москвы, а в зависимости от цели использования – к специализированному жилищному фонду.
В соответствие с п.2 ч.1 ст.92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года №42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Согласно п.12 данных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В соответствие п.«К» ч.1 ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Поэтому исполнительным органом власти г.Москвы - Постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 года №261-ПП утверждено «Положение о составе и порядке подготовки баланса жилищного фонда, находящегося в собственности города Москвы».
Согласно п.4.1.3. данного Положения Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поручено подготовить проект распорядительного документа, утверждающего порядок отнесения объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования.
Во исполнение указанного Постановления №261-ПП Постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года №610-ПП утвержден «Порядок отнесения объектов жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования».
Согласно п.1.4. данного Порядка отнесение жилого помещения жилищного фонда города Москвы к определенному виду в зависимости от целей использования, изменение (исключение) вида, к которому жилое помещение было отнесено ранее, производится по решению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в соответствии с требованиями настоящего Порядка, которое оформляется распорядительным документом Департамента (распоряжением Департамента).
Во исполнение указанного Постановления №610-ПП Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы принято Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №, которым жилой дом по адресу: <адрес>, включен в специализированный жилищный фонд города Москвы жилые помещения общежитий, находящихся в собственности города Москвы, с отнесением их к виду "жилые помещения в общежитии".
Поэтому находящееся в указанном жилом доме спорное жилое помещение № относится к специализированному жилищному фонду – жилое помещение в общежитии.
Общежитие по адресу: <адрес>, передано городу Москве и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована право города на спорную квартиру, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.13).
В соответствие со ст.7 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, -
к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года, (ответ на вопрос №20), -
Общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Верховный Суд РФ в определении от 21 ноября 2006 года по делу №85-В06-19 установил, что –
Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичная правовая позиция была высказана Верховным Судом РФ в определениях от 3 апреля 2007 года по делу №57-В07-2 и от 15 мая 2007 года по делу №№57-В07-6.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, утвержденному постановлением Президиума Верховного суда РФ от 27 сентября 2006 года (дела, возникающие из жилищных правоотношений), -
Работник, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии в связи с работой, мог быть выселен из него без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин лишь по требованию организации, с которой он состоял в трудовых отношениях и которая предоставила ему общежитие.
Аналогичная правовая позиция была высказана Верховным Судом РФ в определении от 11 июля 2006 года по делу №45-В06-8 и Президиумом Верховного Суда РФ в определении от 15 марта 2000 года по делу №243пв-99пр.
В соответствие с п.6 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР без предоставлений другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Аналогичная правовая позиция была высказана в Постановлении Президиума Московского городского суда от 18 октября 2006 года №637 по делу №44г-391\06.
Поэтому Топоркова Л.А. могла бы быть выселена из спорной квартиры только по требованию <данные изъяты>, который расформирован и таких требований к ней не предъявлял, признавал за ней право на данное жилье и не может быть выселена по требованию Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, либо иных лиц.
Кроме того, поскольку Топоркова Л.А. проработала в системе <данные изъяты> более <данные изъяты>ти лет, то она не может быть выселена из спорной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, Топоркова Л.А. в силу закона приобрела в отношении предоставленной ей спорной квартиры в общежитии все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы №976 от 25 октября 1994 года «О мерах, направленных на совершенствование использование общежитий» установлено, что принятию решения префектурой административного округа о переводе общежития в жилищный фонд должна предшествовать работа администрации данного общежития по предоставлению в нем каждой семье изолированного помещения.
Постановлением Правительства Москвы №1150 от 14 декабря 1993 года «О мерах, направленных на сокращение общежитий на территории Москвы и переводе их в жилищный и гостиничный фонд города» (п.7) установлено, что предприятиям и организациям совместно с префектурами административных округов и Департаментом муниципального жилья до 1 июля 1994 года принять решение о поордерном заселении общежитий, расположенных в отдельных (разрозненных) квартирах и подъездах жилых домов, проживающими в них гражданами или очередниками предприятий.
Что касается возможных доводов заинтересованных лиц о том, что Топоркова Л.А. уже обеспечена жильем, поскольку реализовала свое право на жилую площадь, вселившись в иное жилое помещение, то суд признает их несостоятельными.
Так, на основании совместного решения администрации профсоюзного комитета и комитета комсомола по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48) Топорковой Л.А. в дополнение к спорной квартире по адресу: <адрес> предоставлена комната в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, <адрес> выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, и открыт финансовый лицевой счет (л.д.33).
С ДД.ММ.ГГГГ Топоркова Л.А. зарегистрирована в указанной коммунальной квартире, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.32).
Между тем указанная комната в коммунальной квартире предоставлена Топорковой Л.А. вынужденно в связи с тем, что прописка (регистрация по месту жительства) в спорной квартире в общежитии по адресу: <адрес> невозможна, что следует из решения администрации профсоюзного комитета и комитета комсомола по <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанную комнату в коммунальной квартире Топоркова Л.А. фактически не вселялась, зарегистрирована в ней лишь формально, и проживает в спорной квартире в общежитии.
При таких обстоятельствах утверждать о том, что Топоркова Л.А. реализовала свое право на жилую площадь не представляется возможным.
Суд учитывает, что жилищным законодательством не допускается предоставлять сначала одно жилое помещение, на которое в силу прямого указания закона распространяются нормы о договоре социального найма, а затем через некоторое время изымать предоставленное жилое помещение и предоставлять другое, меньшей площадью, либо лишать граждан ранее предоставленного им жилья, в котором они постоянного проживают.
Поскольку на Топоркову Л.А. распространяются в отношении спорной квартиры в общежитии правоотношения бессрочного договора социального найма, то она может быть зарегистрирована в ней постоянно по месту жительства.
Исходя из положений, -
ст.6 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,
п.16 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713,
п.3.2. «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в городе Москве», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 года №859-ПП,
- гражданин подлежит регистрации по месту жительства органами регистрационного учета при предъявлении им документов, являющихся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.
Поскольку Топоркова Л.А. вселена в спорную квартиру в установленном порядке на основании ордера, то суд возлагает на орган регистрационного учета – ОФМС района «Солнцево» г.Москвы, зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: <адрес>.
Исходя из положений, -
ст.7 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,
п.31 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713,
п.4.3. «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в городе Москве», утвержденных постановлением Правительства Москвы от 31 октября 2006 года №859-ПП,
- снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства, на основании заявления гражданина о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства или заявления о регистрации по новому месту жительства.
С учетом того, что Топоркова Л.А. подлежит регистрации в общежитии по адресу: <адрес>, то она подлежит снятию с регистрационного учета по месту формальной регистрации в коммунальной квартире адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства также свидетельствуют о том, что Топоркова Л.А. не реализовала свое право на иную жилую площадь в отношении указанной коммунальной квартиры.
Суд учитывает, что согласно ч.1 ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу ч.1 ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствие с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Исходя из приведенных положений закона суд считает, что заинтересованное лица – ОФМС района «Солнцево» г.Москвы, и Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы, не представили суду обоснованных доказательств, которые давали бы правовые основания для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Заявление Топорковой Л. А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ОФМС района «Солнцево» г.Москвы в регистрации Топорковой Л. А. по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>.
Обязать ОФМС района «Солнцево» г.Москвы, зарегистрировать Топоркову Л. А. в квартиру по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд г. Москвы через Солнцевский районный суд г.Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Серов М.А.