№ 2 2-5512/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,
с участием прокурора Мозымовой В.В.,
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
истца Ульнырова О.Г.,
представителя ответчика Вещицкого А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 2 июня 2015 года гражданское дело по иску Ульнырова О.Г. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на государственную гражданскую службу, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
Ульныров О.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на государственную гражданскую службу, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула. Требования мотивированы нарушением представителя нанимателя при расторжении с ним ** ** ** года служебного контракта и увольнении его по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе, его преимущественного права на замещение должности гражданской службы, поскольку ему не была предложена вакантная на момент предупреждения о сокращении должность начальника отдела организации дознания, а также вновь образованные в результате организационно-штатных мероприятий с ** ** ** года должности начальника отдела организационно-контрольной работы, информатизации и обеспечения информационной безопасности, начальника отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан, начальника отдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей.
В судебном заседании Ульныров О.Г. на иске настаивал.
Представитель ответчика иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, согласно которым расторжение служебного контракта с истцом, его освобождение от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы произведено законно и обоснованно, с соблюдением установленной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» процедуры.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Установлено, что Ульныров О.Г. в период с ** ** ** года по ** ** ** года проходил государственную гражданскую службу в ФССП России, замещая с ** ** ** года должность начальника отдела по работе с обращениями граждан Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми, относящуюся к категории «руководители» ведущей группы должностей гражданской службы.
Служебный контракт с Ульныровым О.Г. расторгнут по инициативе представителя нанимателя, Ульныров О.Г. освобожден замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в соответствии с Приказом № ... от ** ** ** года по основанию, предусмотренному п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - сокращения должностей гражданской службы в государственном органе. Истцу выплачена компенсация в соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
** ** ** года Ульныров О.Г. уведомлен о сокращении замещаемой им должности в связи с организационно-штатными мероприятиями, проводимыми в соответствии с Приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 19 февраля 2015 года № 97 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми», и об увольнении с гражданской службы.
** ** ** года на оперативном совещании при руководителе Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - главном судебном приставе Республики Коми решался вопрос о преимущественным праве на оставление на службе государственных служащих, чьи должности подлежат сокращению, и о замещении указанными лицами вновь создаваемых с ** ** ** года в результате организационно-штатных мероприятий должностей. Признано преимущественное право на замещение должности начальника отдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей - ... Н.Н.; должности заместителя начальника отдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей - Ульныровым О.Г.; должности начальника отдела организационно-контрольной работы, информатизации и обеспечения информационной безопасности - ... Д.Ю.; должности начальника отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан. ... А.В.
** ** ** года Ульнырову О.Г. предложено замещение должности заместителя начальника отдела организации исполнительного производства, розыска, реализации имущества должников и розыска детей. от замещения которой он отказался.
** ** ** года Ульнырову О.Г. предложены следующие должности: начальника отдела - старшего судебного пристава отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Сыктывкара; заместителя начальника отдела правового, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан; заместителя начальника организационно-контрольной работы, информатизации и обеспечения информационной безопасности; заместителя начальника отдела государственной службы и кадров; начальника отдела - старшего судебного пристава отделов судебных приставов по г. Ухте, Койгородскому району; заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава отделов судебных приставов по г.г. Ухте, Усинску. От замещения предложенных должностей истец отказался.
Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы, урегулированы Федеральным законом от 27 июля. 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно ч. 2 ст. 31 указанного Федерального закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
По общему правилу, вакантной должностью государственной гражданской службы является не замещенная государственным гражданским служащим должность, предусмотренная в структуре государственного органа.
Из изложенного следует, что на представителя нанимателя возложена обязанность предлагать государственному гражданскому служащему, чия должность подлежит сокращению, имеющиеся на момент его увольнения вакантные должности. Вновь создаваемые после увольнения государственного гражданского служащего должности, не являются вакантными на момент его увольнения, поскольку отсутствуют в структуре государственного органа в указанный период. Обязанности представителя нанимателя предлагать подлежащему сокращению государственному служащему вновь вводимые после его увольнения должности законом не установлено.
В силу ч. 3 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
При этом возможность реализации преимущественного права на замещение должности зависит от конкретного состава лиц подлежащих сокращению занимающих аналогичные по квалификационным требованиям должности.
Из системного толкования ч. 3 и ч. 4 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы означает преимущественное право на замещение той должности, которую гражданский служащий замещает на момент процедуры сокращения.
По смыслу действующего законодательства, преимущественное право на замещение должности гражданской службы исследуется работодателем, если подлежит сокращению часть штатных единиц по одной должности, то есть между служащими, занимающими одинаковые должности, часть из которых подлежит сокращению, поскольку степень квалификации служащих и результатов профессиональной служебной деятельности возможно сравнить, лишь оценив выполнение ими одинаковых функций.
При этом проведение внеочередной аттестации, по результатам которой гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, согласно ч. 3 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, является правом представителя нанимателя.
Норм, которые бы определяли категорию лиц, имеющих преимущественное право на перевод на вакантную должность, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит. Законодателем представителю нанимателя предоставлено исключительное право выбора конкретного лица для перевода на замещение вакантной должности.
При одновременном увольнении нескольких государственных служащих право предложения вновь вводимых должностей конкретным лицам принадлежит представителю нанимателя и работник не вправе ссылаться при этом на какие-либо преимущества, поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержат понятия преимущественного права при трудоустройстве и положения ч. 4 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующей отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы, в этом случае применению не подлежат.
Исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации работодатель самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решении, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные законодательством гарантии трудовых прав работников.
Учитывая изложенное доводы истца о преимущественном праве на замещение ряда вновь вводимых с 1 мая 2015 года должностей государственной службы не могут быть приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, должность начальника отдела организации дознания истцу, предупрежденному о предстоящем сокращении замещаемой им должности 25 февраля 2015 года, не предлагалась, поскольку с 24 февраля 2015 год Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми согласовывалась с ФССП России кандидатура иного лица для замещения указанной должности и после получения согласования, с данным лицом заключен служебный контракт со 2 марта 2015 года.
Таким образом, с того момента как представителем нанимателя решался вопрос о замещении вакантной должности начальника отдела организации дознания одним из государственных служащих, данная должность в понятии ч. 5 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не являлась вакантной, в связи с чем представитель нанимателя не обязан предлагать ее иным государственным служащим.
В ходе проведении организационно-штатных мероприятий ответчиком выполнена обязанность по предложению истцу вакантных должностей, на которые он был вправе претендовать с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности. От реализации права на замещение предложенных ему работодателем должностей государственной гражданской службы истец отказался.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что нарушения процедуры и порядка увольнения в ходе рассмотрения дела судом не установлено, оснований для признания увольнения истца незаконным не имеется.
Изложенное свидетельствует об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требования истца о признании приказа об увольнении незаконным и иных производных требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ульнырова О.Г. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на государственную гражданскую службу, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кислая