Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-1776/2024 от 06.03.2024

КОПИЯ

Дело № 16-1776/2024

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва                                  28 мая 2024 года

    Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Сорокин С.В., рассмотрев жалобу защитника Родновой Е.П. на вступившие в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 6 октября 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 13 июля 2023 года, вынесенные в отношении Шорохова ФИО7, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 6 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 13 июля 2023 года, Шорохов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Защитник Шорохова А.С. адвокат Роднова Е.П. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить их и прекратить производство по делу.

Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.

Положения указанной нормы имеют бланкетный характер и применяются с учетом законодательных актов, регулирующих правила организации и проведения публичных мероприятий, нарушение которых и образует объективную сторону соответствующего административного правонарушения.

Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ, в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 названного Закона подлежит подаче в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 7 названного Закона.

Публичное мероприятие, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ, является несанкционированным.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5,7,9,11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Шорохова А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что 21 сентября 2022 года в 19 часов 30 минут, по адресу: <адрес>, а также на прилегающей к нему территории, состоялось публичное массовое мероприятие в сочетании форм митинга и пикетирования, несогласованное с органами исполнительной власти г. Москвы, в котором принял участие Шорохов А.С., который в составе группы граждан в количестве 488 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции о незаконности публичного мероприятия и о необходимости прекратить противоправные действия, допустил нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «O собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Вывод о наличии в действиях Шорохова А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.

Доводы о необходимости допроса свидетелей – сотрудников полиции были предметом обсуждения при рассмотрении дела в Московском городском суде. Ходатайство об этом обоснованно отклонено определением судьи Московского городского суда от 13 юля 2023 года (л.д. 53) с приведением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Дело рассмотрено по правилам территориальной подсудности, установленным частью 1.2 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – по месту выявления административного правонарушения, под которым следует понимать место, где должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, устанавливались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и иные обстоятельства совершения правонарушения и был составлен протокол об административном правонарушении.

Измайловским районным судом г. Москвы Шорохову А.С. 22 сентября 2022 года направлялось извещение о времени и месте рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением (л.д. 31). Адресатом оно получено не было, 5 октября 2022 года возвращено в связи с истечением срока хранения (л.д. 30). В связи с этим рассмотрение дела в районном суде в отсутствие Шорохова А.С. не противоречило положениям части 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Шорохов А.С. и его защитник принимали участие в рассмотрении дела в Московском городском суде. При этом каких-либо дополнительных доказательств, которые не были ранее исследованы судьей районного суда, не представили.

Доводы о том, что Шорохов А.С. не участвовал в публичном мероприятии, а лишь находился поблизости от места его проведения опровергаются рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции ФИО5 (л.д. 1, 7) и ФИО6 (л.д. 2, 6), содержание которых соответствует требованиям статей 26.3, 26.7, 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того из материалов дела следует, что Шорохов А.С. и ранее принимал участие в подобных мероприятиях, за что привлекался к административной ответственности по части 6.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 17-18).

В силу приведенных выше положений Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «O собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и разъяснений, содержащихся в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 публичное мероприятие, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «O собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», является несанкционированным.

Поэтому ссылка заявителя жалобы на то, что, даже если суд сочтет Шорохова А.С. участником публичного мероприятия, то он не мог быть доставлен в помещение органа внутренних дел и привлечен к ответственности, несостоятельна, так как установлено, что данное публичное мероприятие не было согласовано в установленном порядке, при этом на законные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия Шорохов А.С. не реагировал.

Каких-либо доказательств того, что сотрудником полиции в отношении Шорохова А.С. были совершены неправомерные действия, не представлено.

На основании исследования имеющейся совокупности доказательств, всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, судьи районного и городского суда правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.

Несогласие заявителя жалобы с такими выводами не является основанием для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания и состоявшегося в порядке его обжалования судебного акта.

Постановление о привлечении Шорохова А.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения Шорохова А.С. к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Документально подтвержденных сведений о наличии у Шорохова А.С. каких-либо обстоятельств, в связи с которыми ему не могло быть назначено наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 6 октября 2022 года, решение судьи Московского городского суда от 13 июля 2023 года, вынесенные в отношении Шорохова ФИО8, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Родновой Е.П. – без удовлетворения.

Судья Второго кассационного суда

общей юрисдикции                  подпись     С.В. Сорокин

КОПИЯ ВЕРНА

Судья                                     С.В. Сорокин

16-1776/2024

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ШОРОХОВ А.С.
Другие
Роднова Е.П.
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции (Город Москва)
Статьи

ст.20.2 ч.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее