Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-3421/2024 от 15.05.2024

№ 16-3421/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    г. Санкт-Петербург             15 августа 2024 г.

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу ведущего специалиста-эксперта отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми ФИО5 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 09.02.2024 №5-63/2024, решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 25.03.2024 №12-70/2024, состоявшиеся в отношении Колесниковой Анны Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 09.02.2024 №5-63/2024, оставленным без изменения решением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 25.03.2024 №12-70/2024, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего менеджера по персоналу муниципального учреждения «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» Колесниковой А.Л. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, ведущий специалист-эксперт отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми ФИО5 просит об отмене приведенных судебных актов, возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность прекращения производства по делу.

Колесникова А. Л., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представила.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Колесниковой А.Л. к административной ответственности) непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 09.10.2023, составленному должностным лицом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, Колесникова А.Л., являясь ведущим менеджером по персоналу муниципального учреждения «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в срок до 01.03.2023 не представила в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о 13 застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за февраль 2021, фактически указанные сведения представлены 13.02.2023.

Рассматривая дело об административном правонарушении мировой судья, с мнением которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, пришел к выводу, что Колесникова А.Л. не является субъектом вмененного административного правонарушения, так как не наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, следовательно, не является должностным лицом, к которому по смыслу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть применена административная ответственность.

Данные обстоятельства послужили основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, указанные выводы нельзя признать обоснованными в силу следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Анализ обстоятельств дела с учетом положений статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что судьями предыдущих судебных инстанций не дана оценка имеющимся в деле доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права, принято преждевременное решение о прекращении производства по делу.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья указал, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» и муниципальным учреждением «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» заключен договор от 09.02.2022 №66, согласно которому бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности учреждения осуществляет муниципальное учреждение «Межотраслевая централизованная бухгалтерия». При этом обязанность предоставления отчетности по страховым взносам формы СЗВ-СТАЖ возложена на муниципальное учреждение.

При таких данных мировой судья и согласившая с ним вышестоящая судебная инстанция пришли к выводу о том, что ведущий менеджер по персоналу муниципального учреждения «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» Колесникова А.Л. не может нести ответственность за непредоставление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ, в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем состоявшиеся по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты законными признать нельзя, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имелось.

В силу положений частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено указанной частью.

Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные разъяснения применимы к обстоятельствам настоящего дела об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов дела, бухгалтерский учет в Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» осуществляется на основании гражданско-правового договора третьим лицом - муниципальным учреждением «Межотраслевая централизованная бухгалтерия».

Из должностной инструкции следует, что в должностные обязанности ведущего менеджера по персоналу муниципального учреждения «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» входит своевременная подготовка и направление отчетности по персонифицированному учету (ежегодная, квартальная, ежемесячная отчетность) (пункт 10); за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, а так же за совершение дисциплинарного проступка ведущий менеджер по персоналу несет ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектами административной ответственности, установленной частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные лица.

Выводы нижестоящих судебных инстанций основаны на ошибочном толковании норм закона, сделаны без учета приведенных выше правовых норм и являются неправильными, принятые по настоящему делу судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.

Таким образом, возвращение настоящего дела на новое рассмотрение невозможно, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу ведущего специалиста-эксперта отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми ФИО5 удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты Республики Коми от 09.02.2024 №5-63/2024, решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 25.03.2024 №12-70/2024, состоявшиеся в отношении Колесниковой Анны Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья Третьего кассационного суда                                     Е.Г. Мальцева

общей юрисдикции

16-3421/2024

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
КОЛЕСНИКОВА АННА ЛЕОНИДОВНА
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции (Город Санкт-Петербург)
Статьи

ст.15.33.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее