Дело №16-433/2024
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва 05 марта 2024 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу начальника отделения-старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Зверева Н.В. на вступившие в законную силу решение судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 07 ноября 2023 года, решение судьи Костромского областного суда от 12 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Департамента здравоохранения Костромской области от 07 ноября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России № 157 от 29 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Костромы от 07 ноября 2023 года, департамент здравоохранения Костромской области (в дальнейшем также – департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Костромского областного суда от 12 декабря 2023 года постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России № 157 от 29 июня 2023 года, решение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 07 ноября 2023 года, вынесенные в отношении департамента здравоохранения Костромской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменены, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Начальник отделения - старший судебный пристав Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Зверев Н.В. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи Костромского областного суда, приводя доводы о его незаконности.
Департамент здравоохранения Костромской области, законный представитель Милованова О.В. - Милованов А.Р., извещенные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, возражения на нее не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Из представленных материалов дела следует, что департаментом в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не исполнено содержащееся в исполнительном документе требование обеспечить Милованова А.Р. лекарственным препаратом.
Судья областного суда, принимая решение об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда сослался на отсутствие возможности у департамента здравоохранения Костромской области исполнить вступившее в законную силу решение суда об обеспечении Милованова А.Р. лекарственным препаратом в срок, установленный судебным приставом – исполнителем - до 18 мая 2023 года, поскольку заключенным контрактом установлен срок поставки не позднее 29 декабря 2023 года и данный препарат передан законному представителю взыскателя 6 декабря 2023 года.
С таким решением судьи областного суда согласиться нельзя, поскольку такое рассмотрение дела не соответствует требованиям статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Приходя к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья областного суда не учел те обстоятельства, что после взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем дважды устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до 05 апреля 2023 года и до 18 мая 2023 года, в который решение суда должником не исполнено, доказательства, свидетельствующие о наличии непреодолимых препятствий к исполнению решения суда, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в отсрочке исполнения решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист, судом было отказано.
Исполнение решения суда 6 декабря 2023 года, не является основанием для освобождения департамента здравоохранения об ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку решение исполнено после привлечения лица к ответственности 29 июня 2023 года и не свидетельствует о невозможности принятия департаментом всех необходимых мер для исполнения требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в установленные сроки.
Надлежащая оценка указанным обстоятельствам судьей областного суда в оспариваемом решении не дана.
Допущенное судьей областного суда нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным. При рассмотрении жалобы на постановление районного суда требования статей 24.1 и 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции жалобы начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области срок давности привлечения администрации к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Костромского областного суда от 12 декабря 2023 года, вынесенное в отношении департамента здравоохранения Костромской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Костромского областного суда.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 17.15 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░.░. ░░░░░