Дело №16-433/2024
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва 05 марта 2024 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу начальника отделения-старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Зверева Н.В. на вступившие в законную силу решение судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 07 ноября 2023 года, решение судьи Костромского областного суда от 12 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Департамента здравоохранения Костромской области от 07 ноября 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением врио начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России № 157 от 29 июня 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Костромы от 07 ноября 2023 года, департамент здравоохранения Костромской области (в дальнейшем также – департамент) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Костромского областного суда от 12 декабря 2023 года постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России № 157 от 29 июня 2023 года, решение судьи Свердловского районного суда города Костромы от 07 ноября 2023 года, вынесенные в отношении департамента здравоохранения Костромской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменены, производство по данному делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Начальник отделения - старший судебный пристав Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Зверев Н.В. обратился во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения судьи Костромского областного суда, приводя доводы о его незаконности.
Департамент здравоохранения Костромской области, законный представитель Милованова О.В. - Милованов А.Р., извещенные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, возражения на нее не представили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.
Из представленных материалов дела следует, что департаментом в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не исполнено содержащееся в исполнительном документе требование обеспечить Милованова А.Р. лекарственным препаратом.
Судья областного суда, принимая решение об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда сослался на отсутствие возможности у департамента здравоохранения Костромской области исполнить вступившее в законную силу решение суда об обеспечении Милованова А.Р. лекарственным препаратом в срок, установленный судебным приставом – исполнителем - до 18 мая 2023 года, поскольку заключенным контрактом установлен срок поставки не позднее 29 декабря 2023 года и данный препарат передан законному представителю взыскателя 6 декабря 2023 года.
С таким решением судьи областного суда согласиться нельзя, поскольку такое рассмотрение дела не соответствует требованиям статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Приходя к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья областного суда не учел те обстоятельства, что после взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем дважды устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа, до 05 апреля 2023 года и до 18 мая 2023 года, в который решение суда должником не исполнено, доказательства, свидетельствующие о наличии непреодолимых препятствий к исполнению решения суда, в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в отсрочке исполнения решения суда, на основании которого выдан исполнительный лист, судом было отказано.
Исполнение решения суда 6 декабря 2023 года, не является основанием для освобождения департамента здравоохранения об ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку решение исполнено после привлечения лица к ответственности 29 июня 2023 года и не свидетельствует о невозможности принятия департаментом всех необходимых мер для исполнения требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда в установленные сроки.
Надлежащая оценка указанным обстоятельствам судьей областного суда в оспариваемом решении не дана.
Допущенное судьей областного суда нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным. При рассмотрении жалобы на постановление районного суда требования статей 24.1 и 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции жалобы начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области срок давности привлечения администрации к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, решение судьи Костромского областного суда от 12 декабря 2023 года, вынесенное в отношении департамента здравоохранения Костромской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Костромского областного суда.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
П О С Т А Н О В И Л:
жалобу начальника отделения старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Зверева Н.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Костромского областного суда от 12 декабря 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Департамента здравоохранения Костромской области, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Костромской областной суд.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции <данные изъяты> А.А. Жуков