Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-4149/2024 от 25.06.2024

№ 16-4149/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Санкт-Петербург      23 сентября 2024 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу председателя садоводческого некоммерческого товарищества «Октябрьское» (далее - СНТ «Октябрьское») ФИО2 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Калининградской области – заместителя главного государственного инспектора городского округа «Город Калининград» по пожарному надзору от 22 августа 2022 года, решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 июня 2023 года и решение судьи Калининградского областного суда от 23 мая 2024 года, вынесенные в отношении СНТ «Октябрьское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Калининградской области – заместителя главного государственного инспектора городского округа «Город Калининград» по пожарному надзору от 22 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 июня 2023 года, СНТ «Октябрьское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Решением судьи Калининградского областного суда от 23 мая 2024 года постановление должностного лица от 22 августа 2022 года и решение судьи районного суда от 13 июня 2023 года изменены, исключены выводы о нарушении СНТ "Октябрьское": требований ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.13 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, п. 5.7 СП 53.13330.2019 «Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 октября 2019 года № 618/пр, о не обеспечении тупиковых проездов разворотными площадками размерами не менее 15x15 м; требований ст. 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 8.18 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, о не обеспечении ширины проездов для пожарной техники не менее 3,5 м. В остальной части данные акты оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, председатель СНТ «Октябрьское» Воронцова С.Ф. выражает несогласие с постановлением должностного лица и названными судебными актами, ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на неверное толкование судебными инстанциями норм материального права, ненадлежащую оценку имеющихся в деле доказательств и допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения.

            Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения СНТ «Октябрьское» к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) обязательными требованиями пожарной безопасности (требования пожарной безопасности) признаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).

Также требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее – ППР РФ).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, статье 1 Федерального закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ.

Приказом Минстроя России от 14 октября 2019 года № 618/пр утвержден и введен в действие Свод правил «СП 53.13330.2019. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» (далее - СП 53.13330.2019).

В статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (часть третья данной статьи).

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения СНТ «Октябрьское» к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явились выявленные 27 апреля 2022 года прокуратурой Ленинградского района г. Калининграда совместно с представителем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Калининградской области нарушения требований пожарной безопасности в СНТ «Октябрьское», расположенном по адресу: г.Калининград, ул. Аксакова, совершенные в период действия особого противопожарного режима с 28 марта по 31 мая 2022 года, установленного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области от 25 марта 2022 года , а именно:

тупиковые проезды не обеспечены разворотными площадками размерами не менее 15x15 м, чем нарушены ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 8.13 СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288 (далее - СП 4.13130.2013), п. 5.7 СП 53.13330.2019;

в противопожарных целях СНТ при числе участков от 301 до 1000 не имеет одну прицепную мотопомпу, чем нарушены ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.8 СП 53.13330.2019;

ширина проездов для пожарной техники составляет менее 3,5 м, чем нарушены ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 8.18 СП 4.13130.2013;

направления движения к источнику противопожарного водоснабжения не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения, чем нарушен        п. 48 ППР РФ.

Изложенное послужило основанием для вынесения должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Калининградской области в отношении СНТ «Октябрьское» постановления № 173-4-5-7 от 22 августа 2022 года о назначении административного наказания.

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда с выводами должностного лица согласился.

Изменяя постановление должностного лица и решение судьи районного суда, исключая из них выводы о нарушении СНТ «Октябрьское» требований пожарной безопасности, указанных в пунктах 1 и 3, судья Калининградского областного суда исходил из того, что протокол об административном правонарушении и постановление должностного лица содержат только указание на допущенные нарушения без их конкретизации (не указано, ширина каких именно проездов менее 3,5 м, имеются ли в товариществе тупиковые проезды и какие именно тупиковые проезды должны быть обеспечены разворотными площадками), и в отсутствие соответствующих доказательств сделал вывод о необоснованности вменения СНТ «Октябрьское» нарушений требований, установленных ст. 90 Федерального закона № 123-ФЗ, п.п. 8.13, 8.18 СП 4.13130.2013, п. 5.7 СП 53.13330.2019.

Факт совершения СНТ «Октябрьское» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее требования пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что СНТ «Октябрьское» имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах. Аналогичные по существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств, а потому не могут являться правовым основанием к их отмене.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Административное наказание назначено СНТ «Октябрьское» в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемых актов, не допущено.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу «Город Калининград» управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Калининградской области – заместителя главного государственного инспектора городского округа «Город Калининград» по пожарному надзору от 22 августа 2022 года, решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13 июня 2023 года и решение судьи Калининградского областного суда от 23 мая 2024 года, вынесенные в отношении садоводческого некоммерческого товарищества "Октябрьское" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу председателя садоводческого некоммерческого товарищества "Октябрьское" ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Третьего кассационного суда                                                 К.В. Рябинин

общей юрисдикции

16-4149/2024

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Истцы
Прокуратура Ленинградского района г. Калининграда
Ответчики
СНТ "ОКТЯБРЬСКОЕ"
Другие
Андреев Даниил Валерьевич
Воронцова Светлана Федоровна
Чернокоз Марина Григорьевна
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции (Город Санкт-Петербург)
Статьи

ст.20.4 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее