ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-574/2024
г. Санкт-Петербург 28 марта 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р., рассмотрев жалобу Пономаревой Е.Ю. на постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 8 от 29 мая 2023 года и решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 7 сентября 2023 года, вынесенные в отношении главного редактора <данные изъяты> Пономаревой Елены Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 8 от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 7 сентября 2023 года, главный редактор <данные изъяты> Пономарева Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, главный редактор <данные изъяты> Пономарева Е.Ю. просит судебные акты отменить, так как содержащиеся в них выводы основаны на неверном толковании норм материального права.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 13.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи и частью 3 статьи 13.15 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона № 436-ФЗ под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психологическому, духовному, нравственному развитию.
Положениями пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ предусмотрено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Положениями пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ предусмотрено, что к информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация, содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Согласно словарно-справочным источникам к бранным словам относятся слова неприличные и непристойные, осуждающие, резко порицающие и обидные, с помощью которых человека пытаются унизить, обидеть, показать его половую принадлежность, социальный статус и т.п. Бранная лексика выражается в словах и выражениях, не соответствующих нормам современного русского литературного языка.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона № 436-ФЗ к допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона № 436-ФЗ информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную пунктами 4 и 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 7 часов до 21 часа по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств, обеспечивающих доступ к указанной информационной продукции только лиц, достигших шестнадцатилетнего возраста, путем введения кодов или совершения иных действий, подтверждающих возраст этих лиц, а также при условии соблюдения требований частей 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 436-ФЗ к допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, никотинсодержащей продукции или устройств для потребления никотинсодержащей продукции при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий.
В силу статей 12, 13 Федерального закона № 436-ФЗ обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем в зависимости от категории информационной продукции.
Распространение посредством телевизионного вещания информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, сопровождается демонстрацией знака информационной продукции в углу кадра в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Частью 1 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ, установлено, что классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 данного Закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
Из части 3 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ следует, что классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями указанного Закона по определенным категориям информационной продукции: 1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет; 2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет; 3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет; 4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет; 5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации (часть 6 статьи 6 Федерального закона № 436-ФЗ).
Под знаком информационной продукции в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 436-ФЗ понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 названного Закона.
Как следует из материалов дела, по результатам мониторинга должностным лицом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Вологодской области телеканала «<данные изъяты>» (реестровая запись СМИ ЭЛ № от 14.11.2017), главным редактором которого является Пономарева Е.Ю., установлено, что 6 февраля 2023 года в период с 11 часов 10 минут до 11 часов 58 минут в эфире телеканала транслировалась первая серия военного сериала "<данные изъяты>" со знаком информационной продукции «12+», которая включала в себя сцены с демонстрацией табачных изделий и процесса их потребления в промежутках эфирного времени: 11:14:20-11:14:51, 11:16:51-11:16:55; 11:18:17-11:20:36; 11:35:27-11:35:58; 11:40:05-11:40:26 при наличии демонстрации социальной рекламы о вреде потребления табачной продукции, а также в период времени с 11:56:28-11:56:30 высказывание, содержащее бранное слово, выходящее за пределы литературной лексики и фразеологии, что является нарушением требований ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, подробно приведенными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ (событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения).
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, нарушений требований законодательства при его составлении не допущено.
На основании исследования имеющейся совокупности доказательств, всесторонне, полно и объективно исследовав все обстоятельства дела, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судебных инстанций, касающиеся оценки каждого из доказательств, надлежащим образом мотивированы, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают.
Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала бы сомнение, не было положено в основу выводов суда о виновности Пономаревой Е.Ю. в совершенном правонарушении.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно статьи 19 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой информации" главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации указанным Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Приказом генерального директора ООО «<данные изъяты>» от 18 апреля 2017 года главным редактором <данные изъяты> назначена Пономарева Е.Ю.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что главный редактор телеканала «Русский Север» Пономарева Е.Ю. имела реальную возможность организовать при трансляции в эфире телеканала телевизионного фильма соблюдение требований ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ, однако должных мер к тому не приняла.
При таких обстоятельствах, в данном случае Пономарева Е.Ю., являясь главным редактором телеканала «Русский Север», не выполнила соблюдения требований, следовательно, она, как должностное лицо обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ.
Объективно оценив фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии события административного правонарушения и доказанности вины Пономаревой Е.Ю. в его совершении.
В целом доводы, изложенные в настоящей жалобе, в частности об отсутствии события и состава административного правонарушения, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в деянии Пономаревой Е.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, за которое она привлечена к административной ответственности.
Несогласие привлеченного к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Пономаревой Е.Ю., не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Пономаревой Е.Ю. в минимальном пределе санкции ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
Оснований для освобождения Пономаревой Е.Ю. от административной ответственности, не установлено.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи с доводами, аналогичными изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебном решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья вышестоящей инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Пономаревой Е.Ю. к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судьи городского суда не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 8 от 29 мая 2023 года и решение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 7 сентября 2023 года, вынесенные в отношении главного редактора <данные изъяты> Пономаревой Елены Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ, оставить без изменения, а её жалобу - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова