Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-6758/2023 от 21.09.2023

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-6758/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                     24 ноября 2023 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "БиотехСервис" (далее - ООО "БиотехСервис", Общество) Мельниковой Елены Александровны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 8 февраля 2022 года N06-030/2022, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2023 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 20 июля 2023 года, вынесенные в отношении ООО "БиотехСервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 8 февраля 2022 года N06-030/2022, ООО "БиотехСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 20 июля 2023 года, постановление должностного лица от 8 февраля 2022 года N06-030/2022 изменено, применено положение части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "БиотехСервис" Мельникова Е.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности.

Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, возражения на нее не представила.

Изучение доводов жалобы и материалов дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьями 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении хозяйственной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.

В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществах, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Как усматривается из материалов дела в адрес Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) поступили материалы из Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении ООО "БиотехСервис" по факту нарушения природоохранного законодательства при осуществлении обществом хозяйственной деятельности.

Согласно пункту 2.3 Устава ООО "БиотехСервис", утвержденного решением N 1 единственного учредителя Общества с ограниченной ответственностью ООО "БиотехСервис" от 19 марта 2019 года, в целях получения прибыли организация осуществляет, в том числе, деятельность по приему, удалению и обработке сточных вод.

Сброс сточных вод в Чебоксарское водохранилище на траверзе 876.9 км основного судового хода р.Волга (по Атласу ЕГС ЕЧ РФ том 5 изд. 2014), у правого берега осуществляется на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 3 декабря 2019 года N52-08.01.03.005-Х- РСБХ-Т-2019-03542/00, выданного Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов.

ООО "БиотехСервис" получены разрешение от 3 марта 2021 года N007 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по 17 показателям и разрешение от 3 марта 2021 года N008 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по показателям ХПК, БПК5, аммоний-ион, метанол, медь, алюминий, выданные Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия.

Природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, аналитической лаборатории ООО "Зиверт-Н" 28 октября 2021 года осуществлен отбор проб воды в месте сброса сточных вод ООО "БиотехСервис", в 500 м выше и в 500 м ниже сброса сточных вод, по результатам исследования которых установлен факт сброса недостаточно очищенных сточных вод в водный объект (место сброса: Чебоксарское водохранилище на траверзе 876,9 км основного судового хода р. Волга (по Атласу ЕГС ЕЧ РФ том 5 изд. 2014), у правого берега, г.Балахна, Нижегородской области, географические координаты: 56028’20,6” с.ш., 43038’07,2” в.д.).

Согласно полученным результатам лабораторных исследований в сбрасываемых предприятием сточных водах после очистки имеются превышения концентрации нормативов вредных (загрязняющих) веществ по следующим показателям: БПК5, аммоний-ион, взвешенные вещества, фосфаты, АСПАВ, нефтепродукты, железо, цинк. Превышение составляет по ХПК - в 8,3 раза, по БПК5 - в 5,3 раза, по аммоний-иону - в 8 раз, по взвешенным веществам - в 15 раз, по фосфатам - в 4,5 раза, по АСПАВ - в 33 раза, по нефтепродуктам - в 36 раз, по железу - в 6,4 раза, по цинку - в 3,9 раза (протокол химического анализа вод ООО "Зиверт-Н" от 11 ноября 2021 года N136/4).

Результаты лабораторных исследований выданы испытательной аналитической лабораторией ООО "Зиверт-Н" (номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц N POCC.RU.0001.517382).

28 октября 2021 года отобраны пробы донных отложений в месте сброса сточных вод, в 500 м выше и в 500 м ниже сброса сточных вод, по результатам исследования которых установлено, что pH донных отложений в месте сброса сточных вод имеют более щелочную среду, содержание свинца, нефтепродуктов, сульфат-ионов, хлорид-ионов, фосфат- ионов превышает фоновые концентрации, что также свидетельствует о загрязнении водного объекта вследствие нарушений правил водопользования (протокол химического анализа донных отложений ООО "Зиверт-Н" от 18 ноября 2021 года N075/14, от 18 ноября 2021 года N 076/14).

Выявленные факты послужили основанием для привлечения Общества постановлением должностного лица административного органа к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Действия ООО "БиотехСервис" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и водных объектов.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что ООО "БиотехСервис" имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы об истребовании судом актов отбора проб, о поступлении сточных вод из коллектора иной организации и иные доводы были предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и им дана надлежащая оценка.

Отбор проб осуществлялся в соответствии с требованиями ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб". Нарушений положений, содержащихся в пункте 5 названного стандарта, не установлено.

Ссылка заявителя на невыяснение при рассмотрении данного дела действительной причины загрязнения водного объекта и о возможном воздействии иных факторов является несостоятельной как противоречащая представленным в дело доказательствам.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, выполненной должностным лицом и судами в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела были неправильно применены нормы материального права или допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении ООО "БиотехСервис" к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Административное наказание назначено с применением положений части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среду, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 8 февраля 2022 года N06-030/2022, решение судьи Балахнинского городского суда Нижегородской области от 10 мая 2023 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 20 июля 2023 года, вынесенные в отношении ООО "БиотехСервис" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "БиотехСервис" Мельниковой Елены Александровны - без удовлетворения.

Судья                                                                                       Г.К. Шамшутдинова

16-6758/2023

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Истцы
Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "БИОТЕХСЕРВИС"
Другие
Мельникова Елена Александровна
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции (Саратовская область)
Статьи

ст.8.14 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее