ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-4221/2023
Санкт-Петербург 6 июля 2023 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В., рассмотрев жалобу Белоусова Р.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №86 Санкт-Петербурга от 11 ноября 2022 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2023 года в отношении Белоусова Романа Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №86 Санкт-Петербурга от 11 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2023 года, Белоусов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 11 месяцев.
Мировым судьей Белоусов Р.А. признан виновным в невыполнении водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Административное правонарушение совершено Белоусовым Р.А. 8 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении мирового судьи.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Белоусов Р.А. выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, считая их незаконными. С данной судами оценкой доказательствам по делу и решениями по доводам защиты не согласен. Не отрицая фактический характер своих действий, состава административного правонарушения в них не усматривает, так как водителем транспортного средства не являлся. Просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и судебные решения, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.
В соответствии с положениями ч.1 ст.12.26 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно п.2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Положениями ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с ч. 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Нормы раздела III Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475, воспроизводят указанные в ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ обстоятельства, являющиеся основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, и устанавливают порядок направления на такое освидетельствование.
В соответствии с п. 3 указанных Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Мировым судьей на основании совокупности исследованных и приведенных в постановлении доказательств обстоятельства административного правонарушения установлены правильно, действиям Белоусова Р.А. дана верная правовая оценка по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Исходя из содержания обжалуемых судебных актов, поводов не доверять совокупности имеющихся по делу доказательств, положенных мировым судьей в обоснование вывода о виновности Белоусова Р.А. в совершении административного правонарушения, а также для признания данных доказательств недопустимыми, у суда не имелось.
Содержание показаний сотрудника ГИБДД свидетеля ФИО1, понятого ФИО2, данные видеозаписей, в том числе системы видеонаблюдения дозор, протоколы первичных процессуальных действий, позволили мировому судье прийти к обоснованному выводу об установлении факта управления Белоусовым Р.А. транспортным средством в указанные в протоколе время и месте.
Оснований ставить под сомнение показания сотрудников ГИБДД, непосредственно наблюдавших управление Белоусовым Р.А. транспортным средством, а также данные видеозаписи системы дозор, исходя из содержания судебных актов, не усматривается.
Применительно к доводам о допустимости в качестве доказательства видеозаписи в связи с тем, что она производилась на неизвестный прибор следует отметить, что в соответствии с требованиями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Представленная мировому судьей видеозапись на которой свидетель ФИО3 признает, что пересела за руль после остановки автомобиля, является безусловно относимой к устанавливаемым обстоятельствам. При этом ее содержание и относимость к обстоятельствам дела защитой не оспариваются. Производство видеосъемки на неустановленный источник - с учетом требований ст.26.2 КоАП РФ, относимости ее содержания к устанавливаемым обстоятельствам, - не влекут признания ее недопустимым доказательством.
Факт отказа Белоусова Р.А. от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и впоследствии от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения зафиксирован с участием понятых в точном соответствии с требованиями КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям, установленным ст. 28.2 КоАП РФ.
Доводы защиты о том, что Белоусов Р.А. не управлял транспортным средством, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции. Всем доводам мировым судьей в постановлении и судьей районного суда в решении дана соответствующая оценка, ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу тех или иных выводов суда о виновности Белоусова Р.А. в совершенном правонарушении.
Судами обоснованно была дана критическая оценка показаниям свидетеля ФИО3 и свидетеля ФИО4, как опровергающимися всей совокупностью доказательств по делу.
Оснований сомневаться в законности данной мировым судьей оценки доказательствам по делу, решения по доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется и из материалов дела не усматривается.
Суды убедительно мотивировали свои выводы о том, почему они признают достоверными одни доказательства и отвергают другие.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений законодательства, относящихся к рассматриваемой правовой ситуации, не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание Белоусову Р.А. назначено в пределах санкции ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, с доводами, аналогичными приведенным в рассматриваемой жалобе, судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Белоусова Р.А. к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Исходя из содержания судебных актов, оснований ставить под сомнение выводы мирового судьи и судьи районного суда о наличии в действиях Белоусова Р.А. состава административного правонарушения, правильность его юридической оценки, характер и размер назначенного наказания – не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №86 Санкт-Петербурга от 11 ноября 2022 года и решение судьи Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2023 года в отношении Белоусова Романа Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции А.В. Городков