№ 16-4001/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 20 августа 2024 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу Деньгина Евгения Валерьевича на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 5 мая 2023 года, решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 декабря 2023 года и решение судьи Архангельского областного суда от 13 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Деньгина Евгения Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 5 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 декабря 2023 года и решением судьи Архангельского областного суда от 13 февраля 2024 года, начальник Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» Деньгин Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Деньгин Е.В. просит об отмене приведенных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, недоказанность обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые акты.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 данного Закона).
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в том числе: если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 указанного Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Согласно части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное указанной частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 указанного Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
В соответствии с частью 1.6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренные частью 1 указанной статьи изменения могут быть осуществлены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 года № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022-2023 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов, и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 года № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств изменения в соответствии с указанным постановлением существенных условий контракта, в том числе влекущие увеличение цены контракта более чем на 30 процентов, могут быть внесены в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения соответствующего контракта (пункт 2 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 года № 680).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ в случае установления заказчиком в соответствии с названной статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с указанным Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 названной статьи. При этом, если контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 указанной части.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме между Управлением экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» (Заказчик) и акционерным обществом <данные изъяты> (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по строительству объекта «Строительство автодороги по улице Ушинского на участке от улицы Маяковского до улицы Посадская (протяженность 1900 м в городе Котласе Архангельской области). Цена контракта составила <данные изъяты> рублей.
Пунктом 12.4 данного контракта было установлено обеспечение исполнения контракта в размере 0,5% начальной (максимальной) цены контракта.
Окончание выполнения работ по контракту установлено 15 декабря 2024 года.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от ДД.ММ.ГГГГ № Заказчиком заключено дополнительное соглашение № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, которым установлен авансовый платеж в размере 53% от цены контракта, что составляет <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключено дополнительное соглашение №, в соответствии с которым цена контракта была увеличена и составила - <данные изъяты> руб., при этом обеспечение исполнения контракта установлено в размере <данные изъяты> руб. (0,5% от цены контракта).
После прохождения государственной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Архангельской области «Котлас» вынесено распоряжение № о внесении на основании статьи 34 и части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ изменений в муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с корректировкой проектно- сметной документации.
В соответствии с пунктом 3.2 контракта (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №) финансирование Заказчиком работ по контракту осуществляется в пределах лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год: «Финансирование по годам: 2022 год - <данные изъяты> руб.; 2023 год - <данные изъяты> руб.; 2024 год - <данные изъяты> руб.; 2025 год - <данные изъяты> руб.».
Согласно постановлению администрации городского округа АО «Котлас» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении муниципальной программы городского округа Архангельской области «Котлас» «Развитие дорожного, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства на территории городского округа Архангельской области «Котлас» на 2022 - 2026 годы» на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа Архангельской области «Котлас» и обеспечение безопасности дорожного движения на них предусмотрено финансирование в общем объеме <данные изъяты> тыс. руб. (средства бюджета городского округа - <данные изъяты> тыс. руб., средства бюджета Архангельской области - <данные изъяты> тыс. руб.).
В соответствии с постановлением Администрации городского округа Архангельской области «Котлас» от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении Управлением экономического развития администрации городского округа «Котлас» долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Строительство автодороги по улице Ушинского на участке от улицы Маяковского до улицы Посадская (протяженность 1900 м) в городе Котласе Архангельской области» предельный объем средств на оплату долгосрочного муниципального контракта составил <данные изъяты> руб. (в 2022 году - <данные изъяты> руб., в том числе: <данные изъяты> руб. за счет средств федерального бюджета; <данные изъяты> руб. за счет средств бюджета Архангельской области; <данные изъяты> руб. за счет средств бюджета городского округа «Котлас»; в 2023 году - <данные изъяты> руб.; в 2024 году - <данные изъяты> руб.; в 2025 году - <данные изъяты> руб. за счет средств бюджета городского округа «Котлас»).
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ из бюджета Архангельской области местному бюджету предоставлена субсидия, в том числе по объекту капитального строительства в 2022 году в размере не более <данные изъяты> рублей.
Таким образом, общий объем финансового обеспечения, выделенного на объект «Строительство автодороги по улице Ушинского на участке от улицы Маяковского до улицы Посадская (протяженность 1900 м) в городе Котласе Архангельской области» составляет <данные изъяты> рублей.
При этом дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ года № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № заключено в отсутствие доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения указанного контракта, что не соответствует требованиям части 1.6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
Как правильно установлено судебными инстанциями, заключив от имени Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № Деньгин Е.В. в нарушение требований части 65.1 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ изменил существенные условия муниципального контракта, возможность изменения которых ни законодательством, ни самим контрактом не предусмотрена.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение действующего законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Деяние Деньгина Е.В., исполнившим ненадлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного выше Кодекса и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Деньгин Е.В. не принял все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Имеющие правовое значение доводы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, для чего отсутствуют основания, не ставят под сомнение наличие в действиях Деньгина Е.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Деньгина Е.В. к административной ответственности соблюдены. Деньгину Е.В. заменено административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 5 мая 2023 года, решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 15 декабря 2023 года и решение судьи Архангельского областного суда от 13 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Деньгина Евгения Валерьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения жалобу Деньгина Евгения Валерьевича – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции