№ 16-4691/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 27 октября 2022 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника администрации сельского поселения «Лисестровское» <данные изъяты>. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Россельхознадзора № 08/А-07-08 от 13 августа 2021 года, решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 11 ноября 2021 года и решение судьи Архангельского областного суда от 28 декабря 2021 года, вынесенные в отношении администрации сельского поселения «Лисестровское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Россельхознадзора № 08/А-07-08 от 13 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 11 ноября 2021 года и решением судьи Архангельского областного суда от 28 декабря 2021 года, администрация сельского поселения «Лисестровское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 вышеназванного Кодекса подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации сельского поселения «Лисестровское» <данные изъяты> выражает несогласие с названными актами ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит об их отмене.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что 25 мая 2021 года в рамках проведения должностными лицами Североморского межрегионального управления Россельхознадзора плановой выездной проверки в отношении администрации муниципального образования «Лисестровское» на основании распоряжения руководителя органа от 11 марта 2021 года № 186-р, установлено, что на принадлежащих Администрации земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> от <данные изъяты>, являющихся сельскохозяйственными угодьями (сенокосы осушенные), не выполняются требования земельного законодательства по защите земельных участков от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью и проведению соответствующих мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, не проводятся агротехнические и агрохимические мероприятия по борьбе с сорными растениями, отсутствуют признаки обработки почвы, обнаружена сорная растительность (крапива двудомная код <данные изъяты>, таволга код <данные изъяты>), а на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> выявлена закочкаренность и зарастание древесно-кустарниковой растительностью (ивой код <данные изъяты>
Административный орган и судебные инстанции, верно применив к рассматриваемым правоотношениям положения Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», пришли к обоснованному выводу о том, что администрацией не выполнены обязательные мероприятия по защите земель и охране почв при осуществлении хозяйственной деятельности, что привело к зарастанию земель сельскохозяйственного назначения сорной и древесной растительностью и закочкаренности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, не выполнившее установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 указанного Кодекса.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и основанные на неверном толковании норм права, были предметом проверки судей судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Порядок и срок давности привлечения администрации сельского поселения «Лисестровское» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено администрации сельского поселения «Лисестровское» в пределах санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 данного Кодекса.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6,30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Североморского межрегионального управления Россельхознадзора № 08/А-07-08 от 13 августа 2021 года, решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 11 ноября 2021 года и решение судьи Архангельского областного суда от 28 декабря 2021 года, вынесенные в отношении администрации сельского поселения «Лисестровское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации сельского поселения «Лисестровское» <данные изъяты> – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции