КОПИЯ
Дело №16-3213/2022
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 5 мая 2022 г.
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу защитника главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Лапикова А.И. по доверенности Федькиной Н.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №25 в муниципальном образовании «Сафоновский район» Смоленской области от 18 февраля 2022 года, решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 марта 2022 года, вынесенные в отношении главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Лапикова А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №25 в муниципальном образовании «Сафоновский район» Смоленской области от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 марта 2022 года, Лапикова А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Лапикова А.И. по доверенности Федькина Н.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и прекратить производство по делу.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лапикова А.И. к административной ответственности) установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно пункта 11 статьи 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-Ф3) местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 «О правилах дорожного движения» установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года №1245-ст введен в действие Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Пунктом 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 м. от пешеходного перехода; уплотненный снежный покров не должен иметь дефектов и рыхлого снега, влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 8.6 (8.12).
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Как усматривается из представленных материалов, 19 января 2022 года Сафоновской межрайоной прокуратурой в рамках осуществления прокурорского надзора в период времени с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и по содержанию в зимний период автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по ул<адрес>
По результатам проверки выявлены нарушения требований п. 8.8 ГОСТ 50597-2017:
на дорожном покрытии автомобильной дороги в районе дома №10 по ул. Ленинградской имеется снежный вал на расстоянии 220 см от остановочного пункта, а также снежные валы в непосредственной близости от пешеходного перехода;
по всей протяженности мостового сооружения, расположенного по ул. Городская по обеим сторонам дороги имеются снежные валы.
по всей протяженности автомобильной дороги по ул. 3-я Заводская на дорожном покрытии имеется рыхлый снег, на участке от дома № 10 до дома № 14 толщиной 18 см, противогололедные материалы по поверхности дороги не распределены;
по всей протяженности автомобильной дороги по ул. Парковая на дорожном полотне имеется рыхлый снег, на участке от дома № 23 до пересечения с ул. Набережная толщиной 13 см, противогололедные материалы по поверхности дороги не распределены;
по всей протяженности автомобильной дороги по ул. Школьная на дорожном полотне имеется рыхлый снег, на участке в районе дома №2 толщиной 13 см;
по всей протяженности ул. Куйбышева на дорожном покрытии имеется рыхлый снег, на перекрестке автомобильных дорог с ул. Ленинградской толщиной 13 см, а также наледь на проезжей части;
по всей протяженности участка автомобильной дороги по ул. Горная от пересечения с ул. Ленинградской до дома № 4 по ул. Горная на дорожном полотне имеется рыхлый снег, на перекрестке указанных дорог толщиной 16 см, противогололедные материалы по поверхности дороги не распределены;
по всей протяженности участка автомобильной дороги по ул. Городская, от дома № 41-а до дома №47 по ул. Городская на дорожном покрытии имеется рыхлый снег, в районе дома №46 толщиной 12 см, противогололедные материалы по поверхности дороги не распределены;
по всей протяженности автомобильной дороги по пер. Советский на дорожном полотне имеется рыхлый снег.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Лапикова А.И. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о недоказанности вины Лапикова А.И. в совершении административного правонарушения, были проверены судебными инстанциями и признаны не убедительными.
Материалы дела позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что, Лапиковым А.И. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы суда в этой части изложены достаточно подробно со ссылкой на представленные доказательства.
Довод жалобы о том, что в действиях Лапикова А.И. отсутствует состав административного правонарушения, получил надлежащую оценку в судебных актах, оснований не согласиться с приведенными выводами не имеется.
Несогласие автора жалобы с такими выводами суда свидетельствует об иной оценке доказательств по делу, что само по себе не может являться основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления.
Вопреки доводам жалобы судебными инстанциями сделан правильный вывод о том, что глава муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Лапиков А.И. является надлежащим субъектом данного правонарушения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 40 "Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022).
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Лапикова А.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Лапикову А.И. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для наказания должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №25 в муниципальном образовании «Сафоновский район» Смоленской области от 18 февраля 2022 года, решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 25 марта 2022 года, вынесенные в отношении главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Лапикова А.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника главы муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области Лапикова А.И. по доверенности Федькиной Н.В. – без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Ю.А. Денисов
Копия верна:
судья Ю.А. Денисов