№ 16-735/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 13 февраля 2024 г.
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. на вступившее в законную силу определение мирового судьи Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 18.10.2023 №5-824/2023, которым протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложенными к нему документами, составленными в отношении индивидуального предпринимателя Карповой Светланы Владимировны, возвращены в территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Коми межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу (далее – ТОГАДН по Республике Коми МТУ Ространснадзора по СЗФО) для устранения недостатков,
установил:
определением мирового судьи Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 18.10.2023 №5-824/2023 протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложенными к нему документами, составленными в отношении индивидуального предпринимателя Карповой С.В., возвращены в ТОГАДН по Республике Коми МТУ Ространснадзора по СЗФО для устранения недостатков.
В порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определение не обжаловано.
В протесте от 01.12.2023 №, принесенном в Третий кассационный суд общей юрисдикции, первый заместителя прокурора Республики Коми Нестеров М.А. просит об отмене определения и возвращении материалов дела мировому судье Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми в связи с отсутствием оснований для возвращения протокола для устранения недостатков.
Карпова С.В., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении протеста на указанный судебный акт, в установленный срок возражений не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов протеста, позволяет сделать следующие выводы.
06.10.2023 должностным лицом ТОГАДН по Республике Коми МТУ Ространснадзора по СЗФО в отношении индивидуального предпринимателя Карповой С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому она 20.09.2023 в 16 часов 05 минут осуществляла предпринимательскую деятельность в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
11.10.2023 протокол был направлен для рассмотрения мировому судье Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми.
Мировым судьей вынесено приведенное определение.
В протесте первый заместитель прокурора Республики Коми настаивает на том, что оснований для возвращения протокола должностному лицу, его составившему, не имелось, поскольку протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья в числе иных вопросов выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Из определения мирового судьи Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми следует, что основаниями возвращения протокола послужило ненадлежащее извещение индивидуального предпринимателя Карповой С.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составленного в ее отсутствие.
Между тем, изучение истребованных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что заключение мирового судьи о наличии недостатков, препятствующих рассмотрению дела, не основано на нормах права и сделано без учета представленных на рассмотрение доказательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 данного Кодекса сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Карпова С.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Извещение о явке в ТОГАДН по Республике Коми МТУ Ространснадзора по СЗФО 06.10.2023 к 13.30 для составления протокола об административном правонарушении направлено должностным лицом по указанному адресу Карповой С.В. 22.09.2023. При этом в извещении разъяснено, что в случае неявки без уважительных причин в отношении индивидуального предпринимателя Карповой С.В. будет составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно почтовому идентификатору № почтовое отправление вручено Карповой С.В. 26.09.2023.
Утверждение мирового судьи о том, что извещение о времени и месте составления протокола содержало сведения о том, что в отношении индивидуального предпринимателя Карповой С.В. будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как составлен по части 4 статьи 14.1.2 указанного Кодекса, что является недостатком протокола, который не может быть восполнен при рассмотрении дела, нельзя признать обоснованным.
В целях создания необходимых условий для реализации права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом приняты надлежащие меры к его извещению о времени и месте составления протокола. На момент составления протокола должностное лицо располагало сведениями о том, что это извещение вручено адресату заблаговременно. Оснований для признания означенного извещения ненадлежащим не имеется.
Определение мирового судьи Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 18.10.2023 №5-824/2023 не содержит ссылок на нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые были нарушены должностным лицом при направлении извещения Карповой С.В. и составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении, не приведено убедительных выводов о том, каким образом неверное указание части статьи Кодекса, указанное в извещении, нарушило ее право на защиту и воспрепятствовало присутствию при составлении протокола.
Таким образом, выводы, приведенные в определении мирового судьи, являются неправильными, оснований для возвращения протокола для устранения недостатков по мотивам, указанным в определении, не имелось.
При таких обстоятельствах определение мирового судьи Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 18.10.2023 №5-824/2023 не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Карповой С.В. – направлению мировому судье Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
протест первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. удовлетворить.
Определение мирового судьи Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 18.10.2023 №5-824/2023, которым протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложенными к нему документами, составленными в отношении индивидуального предпринимателя Карповой Светланы Владимировны, возвращены в территориальный отдел государственного автодорожного надзора по Республике Коми межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу для устранения, отменить.
Дело направить мировому судье Тентюковского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции