Решение по делу № А05-10488/2010 от 11.10.2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 

г. Архангельск

Дело № А05-10488/2010

11 октября 2010 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе

председательствующего Полуяновой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тетериной О.А.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении к административной ответственности предпринимателя Савельева Александра Викторовича

по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от административного органа – Кононов С.Л.

от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении –  Бабкин А.Н.

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – административный орган, УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Савельева Александра Викторовича (далее – предприниматель, ИП Савельев А.В.) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по автобусному маршруту с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель административного органа заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ИП Савельева А.В. требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, рассмотрев представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Савельев Александр Викторович  зарегистрирован в качестве предпринимателя, о чем инспекцией Министерства Российской Федерации на налогам и сборам по г. Северодвинску Архангельской области  26.07.2004 внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290220800120 и на основании лицензии, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, регистрационный номер АСС-29-2001004, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек. Лицензия выдана на период с 01.11.2009 по 01.11.2014.

Госинспектором ОАТН ОГИБДД УВД по г. Северодвинску старшим лейтенантом милиции Кялашовым Р.Э. совместно со старшим госинспектором  УГАДН по Архангельской области и НАО Кононовым С.Л. 27 августа 2010 года  в 11час. 47мин. в присутствии водителя Ржавитина А.Б. проведена проверка автобуса ПАЗ-32051, государственный регистрационный знак АВ151/29, принадлежащего Савельеву А.В. и осуществлявшего перевозку пассажиров, о чем составлены акт №271 осмотра автобуса на линии, постановление  29КА621633 по делу об административном правонарушении.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий было установлено, что предпринимателем нарушаются требования:

а) Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, а именно:

- пункта 29, так как  на заднем окне автобуса ПАЗ-32051 отсутствуют указатели маршрута;

- пункта 35, так как в автобусе с двумя дверьми с наружной стороны отсутствуют надписи «Вход»,

- пункта 36, так как над лобовым стеклом или на правой стороне кузова по ходу автобуса не указано полное или краткое наименование перевозчика,

- пункта 37, так как внутри автобуса не размещена следующая информация: фамилия водителя и фамилия кондуктора, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

б) подпункта 2 пункта 5 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом  Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008, так как в путевом листе № 27081017 от 27.08.2010 не указан почтовый адрес, а именно: не указан город;

в) пункта 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, так как для перевозок пассажиров использовался автобус ПАЗ-3205 рег. знак АВ870/29, техническое состояние и оборудование которого не соответствовало требованиям безопасности дорожного движения (не работают в установленном режиме внешние световые приборы – огни заднего хода).

Извещением от 31.08.2010 № 05-15/2486 административный орган пригласил предпринимателя для оформления протокола об административном правонарушении на 15 сентября 2010 года. Извещение получено предпринимателем 07 сентября 2010 года, что подтверждается  копией почтового уведомления о вручении.

15 сентября 2010 года по результатам проверки старшим государственным инспектором УГАДН по Архангельской области и НАО Кононовым С.Л. на основании части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении предпринимателя Савельева А.В. составлен протокол № 413 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе отражены выявленные в ходе проверки нарушения.

Протоколом установлено, что предприниматель нарушил подпункты «а», «б», «в»  пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Копия указанного протокола направлена предпринимателю 15 сентября 2010 года, что подтверждается представленной в материалы дела копией почтовой квитанции.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей

Подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В целях обеспечения безопасного функционирования автомобильного транспорта, принадлежащего индивидуальным предпринимателям, и с целью осуществления мониторинга транспортных услуг, выполняемых индивидуальными предпринимателями, были изданы Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом  и городским наземным электрическим транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, которые определяют задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 29 Правил транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.

Согласно пункту 35 Правил в транспортном средстве с 2 и более дверьми, через которые осуществляется вход пассажиров, за исключением транспортных средств категории «M2», над каждой дверью с наружной стороны укрепляется табличка с надписью «Вход» или наносится надпись «Вход».

В соответствии с пунктом 36 Правил над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

Как указано в подпунктах «а», «б» пункта 37 Правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Материалами дела подтверждается и отсутствие на заднем окне автобуса ПАЗ-32051 АВ151/29 отсутствие сведений, предусмотренных пунктами 29, 35, 36, 37 Правил (акт осмотра автобуса подписан водителем без замечаний), ответчиком по существу данные нарушения Правил перевозок пассажиров не оспариваются.

Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 №152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают: для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

В материалах дела имеется копия путевого листа 270810025 от 27.08.2010, которым подтверждается, что адрес Савельева А.В. не содержит наименования города, что является обязательным при написании почтового адреса.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются нормами Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ).

В соответствии со статьёй 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в числе прочего организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 196-ФЗ техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном приказом Министра транспорта Российской Федерации от 08 января 1997 года № 2 (далее - Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами), которое является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами или их обеспечивающих (к последним относятся автовокзалы, пассажирские автостанции) (пункт 1.3 Положения).

Согласно пункту 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090.

Пунктом 11 Основных положений установлено, что запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению).

В соответствии с Перечнем неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющимся приложением к Основным положениям, к таким неисправностям относится неработающие в установленном режиме или загрязненные внешние световые приборы и световозвращатели (пункт 3.3).

Материалами дела подтверждается факт использования предпринимателем для перевозок пассажиров автобуса с неработающими в установленном режиме внешних световых приборов.

Следовательно, ИП Савельевым А.В. было допущено нарушение предусмотренных лицензией условий осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров. Доказательства соблюдения предпринимателем лицензионных условий в материалах дела отсутствуют.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд не согласен с доводами представителя предпринимателя о том, что должностным лицом была нарушена процедура оформления протокола об административном правонарушении, протокол составлен с нарушением срока.

Согласно статье 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе № 413 от 15.09.2010 содержатся сведения, указанные в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а именно: сведения о лице, в отношении которого составлен протокол, время и место совершения правонарушения, событие правонарушения (указаны нарушения лицензионных требований). При этом Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит требования об обязательном указании паспортных данных правонарушителя.

Из материалов дела видно, что предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении для участия в оформлении протокола не явился. Следовательно, административный орган не имел возможности указать в протоколе паспортные данные предпринимателя при установлении личности предпринимателя.

Статья 28.5 КоАП РФ содержит правило о том, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

Из материалов дела видно, что административное правонарушение выявлено Управлением 27.08.2010, протокол составлен 15.09.2010, данное обстоятельство не является основанием для признания протокола об административном правонарушении ничтожным как доказательство по делу.

Нарушение срока составления протокола само по себе не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и если протокол составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Проанализировав представленные по делу доказательства, суд пришёл к выводу, что в данном случае несвоевременное составление протокола об административном правонарушении было вызвано необходимостью обеспечения соблюдения процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе права присутствовать при составлении протокола, давать свои пояснения, представлять доказательства и т.п.

Суд проверил порядок проведенной проверки в отношении предпринимателя Савельева А.В., процедуру составления и оформления протокола об административном правонарушении, считает, что административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь для лица, привлекаемого к административной ответственности, конкретные негативные последствия, или воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Выполнение функций, способствующих соблюдению нанятыми на работу водителями требований по безопасности пассажирских перевозок, прежде всего не было осуществлено самим предпринимателем, для которого в силу положений статьи 2.4 КоАП РФ факт надлежащего или ненадлежащего выполнения соответствующих организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций имеет определяющее значение при решении вопроса о наличии вины в выявленном административным органом правонарушении.

В данном случае предприниматель не доказал, что им были предприняты необходимые и достаточные меры по выполнению лицензионных требований и условий.

Суд не усматривает оснований для освобождения предпринимателя от административной ответственности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное административное правонарушение не может быть признано малозначительным ввиду того, что посягает на правоотношения, регулирующие безопасность перевозки пассажиров. Использование транспортных средств связано с повышенной опасностью для окружающих, поэтому нормы Федерального закона № 196-ФЗ от 10.10.1995 «О безопасности дорожного движения» исходят из приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и из приоритета ответственности государства за соблюдение безопасности дорожного движения.

При назначении административного наказания в соответствии с правилами статьи 4.1 КоАП РФ суд учёл характер совершенного ответчиком административного правонарушения, личность виновного, проверил наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Судом установлено, что ИП Савельев А.В. решением арбитражного суда от 22.03.2010 по делу А05-2148/2010 ранее привлекался к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть совершило административное правонарушение повторно, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим ответственность.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что предприниматель Савельев А.В. подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 3200 рублей.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Привлечь предпринимателя Савельева Александра Викторовича, 27.01.1973 года рождения, уроженца г.Северодвинска Архангельской области, зарегистрированного администрацией муниципального образования г.Северодвинска 29.06.1999 в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304290220800120, проживающего по адресу: 164522, Архангельская область, г.Северодвинск, ул. Карла Маркса, дом 73, кв. 49, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3200 рублей.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, БИК 041117001, ИНН/КПП 2901043148/290101001, КБК 10611690040040000140,  ОКАТО 11401000000.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М. Полуянова

А05-10488/2010

Категория:
Другие
Статус:
Привлечь к административной ответственности
Ответчики
Савельев Александр Викторович
Суд
АС Архангельской области
Судья
Полуянова Надежда Михайловна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее