УИД 72RS0001-01-2023-000566-55 № 2-33/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Абатское 12 января 2024 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Боровой И.Ю.,
при секретаре Белобородовой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суворова Андрея Николаевича к администрации Абатского муниципального района Тюменской области об установлении факта проживания,
установил:
Истец Суворов А.Н. обратился в суд к администрации Абатского муниципального района Тюменской области об установлении факта проживания. Свои требования мотивирует тем, что Суворов А.Н. является гражданином <данные изъяты>, уроженцем <адрес>. Суворов А.Н. с 1986 года по 21.07.2021 года проживал без регистрации по адресу: <адрес>, так как не обращался за регистрацией в уполномоченный орган, в связи с чем не имеет документов, подтверждающих факт проживания по указанному адресу. 21.07.2021 года он был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Суворов А.Н. обращался с заявлением в администрацию Абатского муниципального района о постановке его и его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по категории «малоимущие», предоставив необходимый пакет документов. Администрацией Абатского муниципального района принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по причине отсутствия у заявителя постоянной регистрации по месту жительства на территории Абатского района с 21.07.221 года.
Истец Суворов А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.39). Направил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, суду доверяет (л.д.21).
Представитель истца Суворова Е.Н. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что ее муж Суворов А.Н. с рождения проживает в <адрес>. с 2009 года они стали совместно проживать по адресу <адрес>. Суворов А.Н. на постоянное проживание по иному адресу не выезжал. Поскольку он имеет регистрацию по месту жительства с 21.07.2023 года их семье отказывают в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Просит установит факт проживания Суворова А.Н. по адресу: <адрес> 2016 года по 01.07.2021 год.
Представитель ответчика администрации Абатского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.44). От представителя администрации Абатского муниципального района Тюменской области по доверенности ФИО4 поступили письменные возражения, из которых следует, что с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям. Распоряжением администрации № от 19.10.2023 года «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении» Суворовой Е.Н. с составом семьи 2 человека отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п.п. 1.1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, п.п. 2,3 п. 2.9.1 постановления администрации от 14.06.2022 № 58 в связи с ответом межрайонного управления социальной защиты населения на межведомственный запрос, который свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по причине неподтверждения независящих причин; в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, соответственно. Из содержания протокола № от 19.10.2023 года заседания жилищной комиссии при администрации следует, что основаниями для отказа Суворовой Е.Н. с составом 2 человека, в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, явились: отсутствие постоянной регистрации по месту жительства у Суворова А.Н. на территории Абатского района Тюменской области сроком не менее 5 лет, не подтверждение данной семьей независящих причин в порядке, установленным п. 1.1 ст. 8.2 Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области". То есть основаниями для отказа явились не только наличии регистрации у Суворова А.Н. на территории Абатского района Тюменской области сроком не менее 5 лет, но и также отсутствие документа и (или) информации, подтверждающих наличие независящих причин, по которым доходы семьи Суворовых ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления. Истец просит установить факт его проживания на территории <адрес>, ссылаясь в иске на отказ администрации в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, установление только факта проживания истца без документального подтверждения данной семьей независящих причин в порядке, установленном п. 1.1 ст. 8.2 Закона Тюменской области № 137, не будет являться основанием в принятии на учет семьи Суворовых в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом распоряжение № истцом не оспаривается. Кроме этого, администрация считает, что истцом не предоставлено доказательств с достоверностью свидетельствующих о его постоянном проживании в <адрес> в период с 2016 года по 2021 год Просит в иске отказать (л.д.24-26).
Представитель третьего лица МО МВД России «Ишимский» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.44).
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле. Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте Абатского районного суда Тюменской области abatsky.tum.sudrf.ru. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, допросив свидетелей, суд пришел к следующему:
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая статьи 3).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П, от 30 июня 2011 года N 13-П; определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О и др.).
Кроме того, пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было.
Понятия места пребывания и места жительства даны в статье 2 Закона Российской Федерации от 05 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Так, местом пребывания является жилое помещение, в котором гражданин проживает временно; местом жительства является - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Место жительства гражданина может подтверждаться документами, удостоверяющими его соответствующую регистрацию в органах регистрационного учета граждан. При отсутствии такой регистрации либо проживание гражданина вне места регистрации, факт такого проживания может быть установлен судом. Круг возможных доказательств, то есть сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, определен статьей 55 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что Суворов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с 21.07.2021 года зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истца, копией поквартирной карточки, справкой МП ОП №1 МВД России «Ишимский» (дислокация с. Абатское) (л.д.5, 10, 22).
Согласно характеристике УУП ОП №1 МО МВД России «Ишимский» Суворов А.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, с супругой. За время проживания Суворов А.Н. зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны. В настоящее время трудоустроен. По указанному адресу Суворов А.Н. на момент регистрации проживал более 5 лет. В употреблении спиртных напитков, наркотических средств замечен не был. В течение года к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, не привлекался. Юридически не судим. На профилактических учетах в ОП №1 МО МВД России не состоит (л.д.7).
Из справки администрации Абатского муниципального района Тюменской области от 27.09.2023 года следует, что Суворов А.Н. согласно записям похозяйственной книги № 14 (1997-2001 г.г.) и по настоящий момент проживает по адресу: <адрес> (л.д.11).
Из показаний свидетелей Свидетель №2 и ФИО5, допрошенных в судебном заседании, следует, что Суворова А.Н. они знают более 15 лет. Все это время он постоянно проживает с родителями в <адрес>. С 2009 года по указанному адресу он стал проживать с женой Суворовой Е.Н.
Установление факта проживания на территории Абатского муниципального района Тюменской области истцу необходимо для получения жилого помещения по договору социального найма.
Согласно уведомлению администрации Абатского муниципального района Тюменской области от 19.10.2023 года в ответ на заявление Суворовой Е.Н. (супруги Суворова А.Н.) о признании малоимущими и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма принято решение об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п. 1.1, 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, пп. 2, 3 п. 2.9.1 административного регламента № 58 в связи с ответом Межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) на межведомственный запрос, который свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по причине не подтверждения независящих причин; в связи с представлением документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. А именно в связи с отсутствием у супруга (Суворова А.Н.) постоянной регистрации по месту жительства на территории Абатского района с 21.07.2021 года, то есть отсутствует регистрация по месту жительства в Тюменской области менее 5 лет (л.д. 8).
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма указаны в ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
Порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, категории граждан, имеющих право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Тюменской области, порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тюменской области, установлен Законом Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
В соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 6 вышеуказанного Закона нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны граждане, постоянно проживают в Тюменской области не менее 5 лет (за исключением детей в возрасте до 5 лет, граждан, относящихся к категории, указанной в пункте "е" части второй статьи 7 настоящего Закона) и признанные в порядке, установленном настоящим Законом, малоимущими или относятся к одной или нескольким категориям граждан, указанным в статье 7 настоящего Закона.
Таким образом, как федеральный закон, так и закон субъекта Российской Федерации – Закон Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", устанавливают право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина.
Доводы представителя ответчика администрации Абатского муниципального района суд признает несостоятельными, Отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оформленный распоряжением администрации Абатского муниципального района № от 19.10.2023 года, не лишает истца права на повторное обращение в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа. Подтверждение материального положения семьи Суворовых не влияет на требование об установление факта проживания, так как данное обстоятельство подлежит установлению во внесудебном порядке, в то время как факт проживания на территории Абатского муниципального района он может подтвердить только в судебном порядке.
Руководствуясь ст. 27 Конституции РФ, ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Закона Российской Федерации от 05 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", разъяснениями Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу, что истцом Суворовым А.Н. доказан факт проживания на территории Абатского района Тюменской области, а именно по адресу: <адрес>, с 2016 года и по день его регистрации в настоящий момент, то есть по 21.07.2021 года. В связи с чем, иск Суворова А.Н. к администрации Абатского муниципального района Тюменской области об установлении факта проживания подлежит удовлетворению в полном объеме.
Установление факта постоянного проживания Суворова А.Н. на территории Абатского района Тюменской области необходимо истцу для достижения правовых последствий в виде принятия и рассмотрения органом местного самоуправления его заявления в порядке 52 Жилищного кодекса РФ и Закона Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Суворова Андрея Николаевича к администрации Абатского муниципального района Тюменской области об установлении факта проживания удовлетворить.
Установить факт проживания Суворова Андрея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, по адресу: <адрес>, в период с 2016 года по 21.07.2021 год.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 12 января 2024 года.