2-403/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бабушкин 16 апреля 2024 г.
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Дмитриева А.Ю., при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Орловой Ю.В., с участием истца Селиверстова Л.В., представителя ответчика Зачиняева И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селиверстова Л.В. к Администрации МО ГП «Бабушкинское» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Требования иска с учетом уточнения обоснованы тем, что Селиверстов Л.В. был избран на выборную должность главы Муниципального образования городского поселения «Бабушкинское», в соответствии с распоряжением № от 21.09.2018 г.
Распоряжением № от 25.09.2023 г. полномочия главы МО ГП «Бабушкинское» прекращены в связи с истечением срока и выходом на пенсию.
Срок полномочий истца в должности главы составил 5 лет 5 дней.
Распоряжением МО ГП «Бабушкинское» от 22.09.2023 г. № истцу назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в сумме 7567 руб. 33 коп.
03.11.2023 г. в связи с отсутствием выплат Селиверстов Л.В. обратился в МО ГП «Бабушкинское» с заявлением о выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии. 05.12.2023 г. был получен ответ от 01.12.2023 г. № с отказом в назначении доплаты в связи с тем, что им не была представлена справка о назначении и размере страховой пенсии. В дальнейшем обратился в прокуратуру для принятия в отношении ответчика мер реагирования и назначения доплаты. 29.12.2023 г. прокурором в адрес главы МО ГП «Бабушкинское» внесено представление об устранении нарушений законности. 14.02.2024 г. истец предоставил органу местного самоуправления справку о назначенных пенсиях и социальных выплатах №. 15.02.2024 г. дополнительно представлена справка о выплатах за период с 01.11.2023 г. по 29.02.2024 г. Однако соответствующая доплата к пенсии истца ответчиком не установлена и не выплачивается. Истец просит признать бездействие Администрации МО ГП «Бабушкинское» незаконным и возложить на неё обязанность по установлению, назначению и выплате Селиверстову Л.В. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, начиная с 03 ноября 2023 г.
В судебном заседании истец Селиверстов Л.В. требования иска уточнил в части срока установления доплаты с 03 ноября 2023 г. и пояснил, что у ответчика не имеется законных оснований обуславливать назначение доплаты к трудовой пенсии предоставлением кроме заявления, справки о размере страховой пенсии, поскольку это противоречит п.23 Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы МО ГП «Бабушкинское». Препятствий установления и выплаты доплаты к пенсии с момента обращения с заявлением, т.е. с 03 ноября 2023 г. у ответчика не имелось, поскольку в пенсионном деле истца, находящимся в распоряжении МО ГП «Бабушкинское» имелась ранее предоставленная истцом справка о размере пенсии по состоянию на сентябрь 2023 г. Размер страховой пенсии устанавливается в фиксированной сумме и существенных изменений в дальнейшем не претерпел. Не имелось препятствий в назначении доплаты к пенсии, а в последующем возможен её перерасчет.
Представитель ответчика МО ГП «Бабушкинское» по доверенности Зачиняев И.О. иск не признал и пояснил, что спора о праве истца на установление ему доплаты к трудовой пенсии не имеется. Распоряжением главы МО ГП «Бабушкинское» № от 20.03.2024 г. Селиверстову Л.В. назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии в сумме 8134,88 руб. с 14 февраля 2024 г. Вопрос лишь в том, что Селиверстовым Л.В. вопреки неоднократным разъяснениям не была предоставлена справка о назначении страховой пенсии по старости и её размере на дату подачи заявления об установлении соответствующей доплаты. В действиях Селиверстова Л.В., по мнению представителя ответчика, усматривается злоупотребление правом, поскольку самостоятельное получение справки не представляло никакой сложности, и это было возможно сделать в день подачи заявления в соседнем кабинете администрации МО ГП «Бабушкинское», о чём Селиверстову Л.В. как бывшему руководителю органа местного самоуправления было хорошо известно. Представление прокурора о запросе МО ГП «Бабушкинское» в рамках межведомственного взаимодействия справки о размере страховой пенсии Селиверстова Л.В. было исполнено, однако из отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ был получен ответ о невозможности передачи персональных данных Селиверстова Л.В. без его письменного согласия.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Согласно статье 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования относится к бюджетным полномочиям муниципальных образований. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Данные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно разъяснениям, изложенным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2018 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ш.В.С. на нарушение его конституционных прав статьей 18 Закона Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», учитывая, что по своей правовой природе пенсионное обеспечение муниципальных служащих (в виде пенсии за выслугу лет либо ежемесячной доплаты к пенсии) является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств местных бюджетов, помимо пенсии, назначаемой на общих основаниях, наделение органов местного самоуправления указанным правомочием основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12), в силу чего органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 1591-О, от 6 октября 2015 г. N 2309-О и др.).
Органы местного самоуправления вправе устанавливать ежемесячные доплаты к страховым пенсиям лицам, замещавшим не менее трех лет на постоянной основе выборные муниципальные должности и освобожденным от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев, связанных с виновными действиями (бездействием), за счет средств местного бюджета в порядке, определяемом представительным органом соответствующего муниципального образования (ч.1 ст. 8 Закона Республики Бурятия от 08.05.2009 № 798-IV «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (принят Народным Хуралом РБ 29.04.2009).
Право истца на установление ежемесячной доплаты к пенсии ответчиком не оспаривается, о чем заявлено его представителем в судебном заседании.
Пунктом 23 Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, должности муниципальной службы МО ГП «Бабушкинское», утвержденным решением Совета депутатов МО ГП «Бабушкинское»№208 от 17.06.2013 г. (в редакции решения №50 от 10.09.2020 г.) предусмотрено, что ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается со дня подачи заявления, но не реже чем со дня увольнения с работы и назначения трудовой пенсии в соответствии с законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и законом о занятости населения в РФ».
Пунктом 27 Положения предусмотрено, что вопросы, связанные с установлением и выплатой ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, неурегулированные настоящим Положением, разрешаются в соответствии с правилами назначения и выплаты трудовой пенсии.
Федеральным законом «О страховых пенсиях» содержатся нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).
Так, пунктом 2 ст. 22 указанного Федерального закона предусмотрено, что днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии…
В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении настоящего спора, связанного с реализацией права истца на установление доплаты к страховой пенсии по старости.
Из материалов дела следует, что Селиверстову Л.В. с 24 августа 2018 г. назначена страховая пенсия по стрости бессрочно. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости установлена в размере 7567 руб. 33 коп., что следует из справки МИЦ СФР, выданной истцу по состоянию на 07.09.2023 г. и как установлено судом имевшейся в распоряжении ответчика.
При наличии права на назначение и выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, истец 03 ноября 2023 г. (№вх. 1812) в порядке, предусмотренном п. 23 указанного Положения обратился к главе МО ГП «Бабушкинское» с заявлением о выплате ему соответствующей доплаты.
Вместе с тем, вопреки наличию в личном деле истца справки Фонда пенсионного и социального страхования от 07.09.2023 г. о назначении ему страховой пенсии и размере выплат, письмом главы МО ГП «Бабушкинское» П. от 01.12.2023 г. №, адресованном Селиверстову Л.В. даны разъяснения, что заявление подано без документов, подтверждающих назначение страховой пенсии по старости или иным основаниям, для чего необходимо представить соответствующий документ (справку ПФР (СФР) о назначении и размере страховой пенсии).
Во исполнение указанных разъяснений, 14 и 15 февраля 2024 г. Селиверстовым Л.В. в срок, предусмотренный п.3 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» предоставлены справки о назначенных пенсиях и социальных выплатах и выплатах за период.
Таким образом, у администрации МО ГП «Бабушкинское» не было законных оснований бездействовать в назначении и выплате Селиверстову Л.В. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, начиная с 03 ноября 2023 г. до фактического установления надбавки в марте 2024 г., начиная с 14 февраля 2024 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Селивёрстова Леонида Викторовича с учетом уточнения удовлетворить.
Признать бездействие Администрации МО ГП «Бабушкинское» незаконным и возложить на неё обязанность по установлению, назначению и выплате Селиверстову Л.В. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, начиная с 03 ноября 2023 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение одного месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2024 г.
Судья Дмитриев А.Ю.