Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12[1]-8/2022 от 08.02.2022

             Дело №12/1/-8/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г.Абдулино                            24февраля 2022 года

Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бугайца А.Г.,

при секретаре Кондрашовой А.С.,

с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - государственного инспектора Абдулинского межрайонного отдела Россельхознадзора по <адрес> Щеголева А.П.,

представителя лица, привлеченного к административной ответственности ООО «Оренбургн-Нефть» Кудряшова М.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ННК-Оренбургнефтегаз» на постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» по ч.1 ст.8.6, ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении представитель ООО «ННК-Оренбургнефтегаз» обратился в суд с жалобой, в которой указал, что обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным, поскольку имеющийся в материалах дела протокол отбора почвенных образцов (проб) от ДД.ММ.ГГГГ содержит указание на то, что пробы получены в соответствии с ГОСТ 17.4.4.02-2017, который называется «ГОСТ 17.4.4.02-2017.Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа». Вопреки требованиям вышеуказанного ГОСТ в протоколе отбора почвенных образцов не определено место, подвергшееся загрязнению; не обозначена пробоотборная площадка; не составлялись объединенные пробы, отсутствует приложение Г; в лаборатории исследовались точечные пробы по отдельности. Считает, что уровень содержания органических нефтепродуктов в почвах соответствует допустимому уровню, полагает недопустимым вывод эксперта распространять результаты двух точечных проб на все исследование. Указанные выше нарушения ставят по сомнение допустимость собранных по делу доказательств, однако, они оставлены должностным лицом без должного внимания.

В жалобе просит, постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> Мелентьевым С.А. по ч.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении ООО «Оренбург-Нефть», которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей, признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ по делу признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности ООО «ННК-Оренбургнефтегаз» Кудряшов М.В., поддержал доводы жалобы на указанное постановление по делу об административном правонарушении, просил ее удовлетворить.

Представитель потерпевшего, собственника земельного участка – глава муниципального образования Семеновский сельсовет <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явился.

Государственный инспектор Абдулинского межрайонного отдела Россельхознадзора по <адрес> - Щеголев А.П. в судебном заседании просил оставить постановление о привлечении ООО «Оренбург-Нефть» к ответственности по ч.1 ст.8.6, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку при проведении административного расследования по факту нарушения плодородного слоя почвы с минеральным грунтом скважины -АГЗУ 2 Самодуровского месторождения установлено, что ООО «Оренбург-Нефть» при снятии верхнего плодородного слоя почвы были проведены земляные работы по устранению утечки нефтепровода, в результате которого произошло перемещение плодородного слоя почвы с минеральным грунтом. При отборе образцов почвенных проб было установлено, что в результате земельных работ по снятию и перемещению плодородного слоя почвы с минеральным грунтом, произошла порча плодородного слоя почвы. Нарушений действующего законодательства при проведении административного расследования, в том числе при отборе почвенных образцов допущено не было.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. При этом в силу названного закона под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

В силу ч.1 ст.8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушений предусмотренных ч.1 ст.8.6 КоАП РФ и ч.2 ст.8.6 КоАП РФ является установленная законодательством охрана плодородного слоя почвы, охрана земли от ее порчи. Предметом правонарушений могут быть земли любого целевого назначения независимо от формы и вида собственности на земельный участок.

Объективная сторона правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ выражается в самовольном снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы, то есть любые самовольные действия лица, в результате которых возникли неблагоприятные последствия для окружающей среды, выразившиеся в снятии и перемещении плодородного слоя почвы.

Объективная сторона ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель, а равно ухудшение качества земель в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации.

Согласно положениям ст.12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности является одной из целей охраны земель.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее трех следующих критериев: снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более; снижение содержания подвижного фосфора на 25 процентов или более; снижение содержания обменного калия на 25 процентов и более.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по <адрес> возбуждено производство по делу об административном правонарушении, начата процедура административного расследования в отношении ООО «Оренбург-Нефть», на земельном участке с кадастровым номером 56:24:1305006:54, расположенном в границах МО Семеновский сельсовет <адрес>, отобраны образцы почвы, которые направлены на исследования в ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора».

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило сообщение по вопросу земельного законодательства РФ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенном в границах МО Семеновского сельсовета <адрес>, произошла разгерметизация трубопровода Выкидной линии скважины 403-АГЗУ 2 Самодуровского месторождения, принадлежащего ООО «Оренбург-Нефть».

Управлением РоссельхознадзораДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Оренбург-Нефть» составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, а также протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ протоколы и материалы дела об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ по делам , в отношении ООО «Оренбург-Нефть», принимая во внимание, что данное правонарушение по снятию и перемещению плодородного слоя почвы и ее уничтожению совершено в одно и то же время и на одном земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:24:1305006:54объединены в одно производство.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо ООО «Оренбург-Нефть» привлечено к административной ответственности с назначением административного штрафа в размере 80 000 рублей и вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Суд считает, что заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> обосновано, с учетом обстоятельств установленных проведенным административным расследованием, на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, вынесено постановление об объединении указанных дел об административном правонарушении, поскольку правонарушения совершенные ООО «Оренбург-Нефть» по самовольному снятию и перемещению плодородного слоя почвы, а также по уничтожению плодородного слоя почвы совершены в одно время и на одном земельном участке сельскохозяйственного назначения, имеют единый родовой объект посягательства, совершены одним и тем же субъектом, одним действием, имеют единые последствия.

Оценив представленные по материалам дела доказательства, должностное лицо обосновано установило, что проводимые обществом работы на земельном участке повлекли самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, без разрешительных документов на данные действия.

Фактические обстоятельства совершения обществом административных правонарушений подтверждаются собранными доказательствами, в том числе, протоколами об административных правонарушениях и , протоколом осмотра земельного участка, приложенными к нему фототаблицей и схематическим чертежом осматриваемого земельного участка, протоколом отбора почвенных образцов (проб) и иными материалами дела, получившими оценку при вынесении постановления по делу по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Доводы жалобы о том, что нарушена процедура отбора почвенных образцов суд находит не состоятельными. Так заявителем в жалобе указывается на то, что протокол отбора почвенных образцов (проб) от ДД.ММ.ГГГГ составлен с нарушением ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2017. Однако данные стандарты распространяются на отбор проб пахотных земель, почв сенокосов, лесных питомников и устанавливает методы их отбора при агрохимическом и эколого-токсикологическом обследовании. Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и поэтому отбор почвенных образцов был произведен административным органом в соответствии со стандартами ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2017 и ГОСТ Р 58595-2019.

Раздел 6 ГОСТ 17.ДД.ММ.ГГГГ-2017 предусматривает:

6.1 Отбор проб почвы проводят на пробных площадках, закладываемых таким образом, чтобы исключить искажение результатов анализов под влиянием окружающей среды;

6.2 При необходимости получения сравнительных результатов пробы незагрязненных и загрязненных почв отбирают в идентичных естественных условиях;

6.3 Отбор проб проводят с учетом вертикальной структуры, неоднородности покрова почвы, рельефа и климата местности, а также с учетом особенностей загрязняющих веществ или организмов;

6.4 Пробы отбирают по профилю из почвенных горизонтов или слоев с таким расчетом, чтобы в каждом случае проба представляла собой часть почвы, типичной для генетических горизонтов или слоев данного типа почвы;

6.5 При исследовании загрязнений почв сельскохозяйственных угодий патогенными организмами и вирусами пробы отбирают с пахотного горизонта с глубины от 0 до 5 см и от 5 до 20 см.

Отобранные образцы исследованы в аккредитованной лаборатории, масса каждой исследованной пробы составляла более 1 кг, что не противоречит п. 7.9 ГОСТ Р 58595-2019, определяющему, что масса объединенной пробы должна быть не менее 400 <адрес>, опровергающие выводы испытательной лаборатории ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» в материалы дела не представлены.

У суда нет оснований не доверять результатам административного расследования. Как следует из протокола отбора почвенных образцов от ДД.ММ.ГГГГ, данное действие было произведено с участием собственника земельного участка – главы МО Семеновский сельсовет <адрес>, представителя ООО «Оренбург-Нефть». Судом не установлено нарушений требований названного ГОСТа при отборе проб.

В ходе административного производства по делу проведено исследование образцов почв, отобранных уполномоченным лицом и в установленном порядке. Результаты отбора почв оформлены надлежащим образом. Оснований невозможности использования как доказательства по делу протоколов испытаний, имеющихся в материалах дела, судом не установлено.

Экспертное заключение о загрязнении почв дано ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора», имеющего аккредитацию. У суда не имеется оснований сомневаться в объективности имеющегося заключения, так как они содержат описание исследования, примененные методики, выводы.

Порядок привлечения ООО «Оренбург-Нефть» к административной ответственности соблюден. С учетом наличия достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, действия должностного лица по возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования не противоречат требованиям ст.28.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену вынесенного по делу постановления или его изменение, не имеется.

В силу положений статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. В связи с чем представление следует судьбе постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ суд,Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес>, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Оренбург-Нефть» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «ННК-Оренбургнефтегаз» без удовлетворения.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ по делу оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд в течение десяти дней со дня вручения и получения копии решения.

         Судья: А.<адрес>

12[1]-8/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "ННК-Оренбургнефтегаз"
Суд
Абдулинский районный суд Оренбургской области
Судья
Бугаец А.Г.
Статьи

ст.8.6 ч.2

ст.8.6 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
abdulinsky--orb.sudrf.ru
09.02.2022Материалы переданы в производство судье
24.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
03.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее