УИД 16MS0109-01-2021-001481-12
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3024/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 мая 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Сергеевой Марины Николаевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 13 июля 2021 года, решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сергеевой Марины Николаевны,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 13 июля 2021 года, Сергеева Марина Николаевна (далее – Сергеева М.Н.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года, постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 13 июля 2021 года изменено, на основании части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер штрафа снижен до 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Сергеева М.Н. ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных актов, прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.
Из материалов дела усматривается, что 22 января 2021 года главным специалистом сектора государственного земельного надзора Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - государственным инспектором в городе Ялте Республики Крым по использованию и охране земель выдано предписание № 1-3 об устранении нарушений в срок до 26 марта 2021 года (л.д. 28-29).
11 июня 2021 года в 16 часов 00 минут заведующим сектором государственного земельного надзора Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания, по результатам которой в акте проверки зафиксирован факт его невыполнения (л.д. 6-12).
В тот же день 11 июня 2021 года по факту невыполнения предписания должностным лицом указанного органа в отношении Сергеевой М.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-3).
Постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, Сергеева М.Н. привлечена к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Однако состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 названного кодекса, составляет три месяца.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5), срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Срок исполнения предписания территориального отдела органа, осуществляющего государственный земельный надзор, от 22 января 2021 года № 1-3 об устранении нарушения требований земельного законодательства установлен до 26 марта 2021 года.
Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться 27 марта 2021 года и истек 27 июня 2021 года.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей 13 июля 2021 года, то есть по истечению срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 13 июля 2021 года, решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сергеевой Марины Николаевны, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Следует учесть, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова", лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Сергеевой Марины Николаевны удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 3 по Зеленодольскому судебному району Республики Татарстан от 13 июля 2021 года, решение судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 1 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сергеевой Марины Николаевны, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья О.Р. Новоженина