ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД 63MS0060-01-2022-001745-76
№ 16-114/2023
(№ 16-8363/2022)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 февраля 2023 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Рязанова Семена Владимировича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 60 судебного района города Жигулевска Самарской области от 12 сентября 2022 года, решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 21 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рязанова Семена Владимировича,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 60 судебного района города Жигулевска Самарской области от 12 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 21 октября 2022 года, Рязанов Семён Владимирович (далее – Рязанов С.В.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Рязанов С.В. просит вынесенные в отношении него судебные постановления отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя и дополнений к ней, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность водителя транспортного средства наступает за управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, которыми признаются государственные регистрационные знаки, изготовленные не на предприятии-изготовителе в установленном законом порядке, либо государственные регистрационные знаки с какими- либо изменениями, искажающими нанесённые на них предприятием- изготовителем символы, а также государственные регистрационные знаки, выданные при государственной регистрации другого транспортного средства.
Основанием привлечения Рязанова С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явился протокол об административном правонарушении, составленный 16 июня 2022 года, из содержания которого следует, что 16 июня 2022 года в 16 часов 5 минут около дома № 56 по ул. Комсомольской в г. Жигулевске Самарской области управлял транспортным средством - мопедом NORDWING, не имеющим государственного регистрационного знака, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками №, в нарушение пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090.
Рассматривая дело об административном правонарушении мировой судья пришёл к выводу о наличии в действиях Рязанова С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку установленный на мопеде государственный регистрационный знак не соответствует требованиям ГОСТ Р 50577-2018, является подложным, не выдавался на транспортное средство в установленном порядке.
Рассматривая жалобу на постановление мирового судьи, судья второй инстанции с выводами мирового судьи согласился, оснований для отмены постановления не усмотрел, доводы заявителя о том, что установленная на мопеде табличка не является подложным регистрационным знаком, отклонил.
Выводы, изложенные судом второй инстанции в решении, являются преждевременными.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Пунктом 2 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации определено, что на механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (пункт 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации).
Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения «Мопед» - двух- или трёхколёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 гола № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учёте, его государственный учёт не прекращён и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Статьями 5 и 7 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учёт транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным и осуществляется регистрационными подразделениями регистрирующего органа в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.
Определяя правовую и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 4 определяет транспортное средство как наземное самоходное устройство категорий «L», «M», «N» на колёсном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп). Аналогичное определение транспортного средства дано в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённом решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (ТР ТС 018/2011).
В соответствии с пунктом 1 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации транспортных средств), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 21 декабря 2019 гола № 1764, правила устанавливают единый порядок государственной регистрации наземных самоходных устройств категорий «L», «M», «N» на колёсном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств.
Согласно пункту 1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утверждённого Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 950, данный Регламент предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, указанных в пункте 7 статьи 4 Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с предоставлением государственной услуги, а также порядок взаимодействия подразделений ГИБДД, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с классификацией, установленной подпунктом 1.1 приложения № 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (ТР ТС 018/2011), к категории «L» относятся мототранспортные средства.
Следовательно, регистрации подлежат транспортные средства в том числе мототранспортные средства с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час.
Определение транспортному средству, приведённое в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», утверждённом решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877 (ТР ТС 018/2011) не противоречит определению, приведённому в примечании к статье 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому под транспортным средством в данной статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях главы 12 названного Кодекса также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Анализ Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» позволяет прийти к выводу о том, что постановка транспортного средства на государственный учёт сопровождается присвоением транспортному средству государственного регистрационного номера, в соответствии с которым изготавливается государственный регистрационный знак.
Следовательно, по настоящему делу на основании технических характеристик необходимо установить является ли мопед NORDWING транспортным средством, подлежащим регистрации в соответствии с Правилами регистрации транспортных средств.
В материалах дела имеется ксерокопия страницы 2 руководства по эксплуатации данного мопеда, которая не содержит сведений о максимальной конструктивной скорости мопеда (л.д. 16), определить представлено ли названное руководство по эксплуатации в полном объёме, не представляется возможным.
Имеющиеся в материалах дела договор купли – продажи, акт приема-передачи сведений о скорости продаваемого товара не содержат (л.д. 61-62).
Согласно сведениям сайта магазина, в котором был приобретён мопед, максимальная скорость мопеда составляет более 50 километров в час, а именно до 60 километров в час (л.д. 67).
Вместе с тем, распечатка сайта магазина о технических характеристиках данного мототранспортного средства не может является допустимым доказательством, позволяющим отнести мопед NORDWING, которым управлял Рязанов С.В., к транспортному средству, подлежащему государственной регистрации в установленном порядке.
Письменные доказательства, позволившие продавцу указать о максимальной конструктивной скорости мопеда, при рассмотрении дела и жалобы на постановление истребованы не были и правовой оценки не получили.
При отсутствии обязанности регистрации мототранспортного средства мопеда NORDWING сама по себе установленная на нем табличка с буквенно-цифровым обозначением № не может являться заведомо подложным государственным регистрационным знаком.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 21 октября 2022 года подлежит отмене, дело возвращению в суд на новое рассмотрение, при котором необходимо учесть изложенное и вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу Рязанова Семена Владимировича удовлетворить частично.
Решение судьи Жигулевского городского суда Самарской области от 21 октября 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рязанова Семена Владимировича, отменить.
Дело возвратить в Жигулевский городской суд Самарской области на новое рассмотрение.
Судья О.Р. Новоженина