ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № П16-2135/2023
город Краснодар 22 июня 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасску, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах Степановой А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Ростовского областного суда от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Макаровой Н.В.,
установил:
постановлением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 29 ноября 2021 года ИП Макарова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением судьи Ростовского областного суда от 29 ноября 2022 года названное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасску, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах Степанова А.В. просит решение областного суда отменить как незаконное и обоснованное.
ИП Макарова Н.В., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом жалобы на указанный выше акт, в установленный срок возражения на нее не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 29 октября 2021 года в 11 часов 50 минут при проведении совместных рейдовых мероприятий с ОМВД России по Аксайскому району Ростовской области в магазине <данные изъяты> расположенного в ТЦ <данные изъяты> по адресу: <адрес>, установлено, что ИП Макаровой Н.В. не проводится обеззараживание воздуха в помещениях магазина, соответствующее оборудование отсутствует, дезинфекционный режим в помещении магазина не соблюдается, дезинфицирующие средства отсутствуют.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Макаровой Н.В. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление суда и прекращая производство по делу, судья областного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (части 4 и 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах 1 ноября 2021 года в отношении индивидуального предпринимателя Макаровой Н.В. в ее отсутствие.
Согласно уведомлению от 29 октября 2021 года о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении извещение получено продавцом магазина ИП Макаровой Н.В. – Бандуриной С.В. Подписи Макаровой Н.В., подтверждающей получение извещения, на указанном документе не имеется.
Таким образом, наличие в материалах дела данного уведомления не является доказательством должного уведомления ИП Макаровой Н.В. о времени и месте составления в отношении неё протокола об административном правонарушении.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством, производство по настоящему делу правомерно прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Приведенные в жалобе доводы о наличии телефонограммы правового значения с точки зрения положений статьи 30.17 указанного Кодекса не имеют, поскольку в настоящий момент срок давности привлечения ИП Макаровой Н.В. к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий лица утрачена.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ростовского областного суда от 29 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Макаровой Н.В. оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько