Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-381/2019 от 15.05.2019

№ 2-381/2019

26RS0031-01-2019-000296-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зеленокумск 03 июня 2019 года

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Кечековой В.Ю.,

при секретаре Шамалюк О.В.,

с участием истца Трипольской В.Г.,

представителя ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Мехрибановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Трипольской В.Г. к Российской Федерации в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу о возмещении ущерба,

установил:

Трипольская В.Г. обратилась в суд с указанным иском, который мотивирован тем, что постановлением начальника Департамента Росприроднадзора по <адрес>, главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Саркисовым P.M. от ДД.ММ.ГГГГ ИП Трипольская В.Г. была привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, она обратилась в Советский районный суд Ставропольского края с жалобой.

Решением Советского районного суда Ставропольского края от 24.11.2016 вышеуказанное постановление было отменено как незаконное, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, до принятия указанного решения с ИП Трипольской В.Г. был принудительно взыскан штраф в размере <данные изъяты> рублей.

Истец неоднократно обращалась в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу с просьбой разрешить данный вопрос и возвратить ей денежные средства, уплаченные в счет погашения штрафа.

ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен письменный ответ о том, что осуществить возврат денежных сумм не представляется возможным, т.к. в решении суда отсутствует об этом указание. Заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в своем ответе ссылается на то, что согласно Приказу Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» отмененные вступившими в законную силу решениями судов постановления о назначении административных наказаний не являются основанием для осуществления возврата денежных взысканий (штрафов) в порядке, установленном главой V.

Принятие решения о возврате денежных взысканий (штрафов), наложенных территориальными органами Росприроднадзора по отмененным вступившими в законную силу решениям судов постановлениям о назначении административных наказаний, производится на основании судебных актов, указывающих на суммы подлежащих возврату денежных средств и исполнительных документов.

Истец обращалась в Советский районный суд Ставропольского края с заявлением, в котором просила разъяснить порядок исполнения решения суда и указать о необходимости возврата ей штрафа Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Определением суда от 06.02.2019 ей было отказано в разъяснении решения суда и рекомендовано обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Ссылаясь на положения статей 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ, истец полагает, что она вправе требовать от ответчика возмещения ей денежной суммы в размере 30000 рублей, удержанной с нее по постановлению по делу об административном правонарушении, которое в последующем было признано судом незаконным. Истец просит суд взыскать в ее пользу с ответчиков 30000 рублей.

Истец Трипольская В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 в судебном заседании пояснила, что оснований для взыскания денежных средств с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не имеется, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что постановлением начальника Департамента Росприроднадзора по <адрес>, главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Саркисовым P.M. от ДД.ММ.ГГГГ
№/АР/1-103/5 ИП Трипольская В.Г. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Из представленного Советским районным отделом судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю по запросу суда исполнительного производства следует, что постановлением судебного пристава исполнителя Советского районного отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 25.09.2015 № 15-1783/АР/1-103/5, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Трипольской В.Г.

Постановлением судебного пристава исполнителя <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа. Взыскание денежных средств подтверждается платежным поручением от должника № от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №-ИП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением № денежные средства в размере 30000 рублей были взысканы с Трипольской В.Г. на основании исполнительного документа №-ИП в пользу Департамента Росприроднадзора, и ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением №, указанная сумма перечислена УФК по <адрес> (Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу).

Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление начальника Департамента Росприроднадзора по <адрес>, главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Саркисова P.M. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности ИП Трипольской В.Г., предусмотренной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Согласно сообщению заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ №, Трипольской В.Г. отказано о возврате денежного взыскания (штрафа). Из данного сообщения следует, что согласно Приказу Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» принятие решения о возврате денежных взысканий (штрафов), наложенных территориальными органами Росприроднадзора по отмененным вступившими в законную силу решениями судов постановлениям о назначении административных наказаний, производится на основании судебных актов, указывающих на суммы подлежащих возврату денежных средств и исполнительных документов. В решении Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на возврат денежных средств заявителю, в связи с чем осуществить возврат не представляется возможным.

Согласно п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ) и незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.02.2016 № 213-О, отсутствие в статье 32.2, равно как и в иных статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специальных положений о компенсации убытков, причиненных незаконным применением административного штрафа, не препятствует возмещению в полном объеме вреда, причиненного физическому или юридическому лицу исполнением постановления о наложении административного штрафа, признанного после его уплаты незаконным, в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем возмещения убытков, перечень которых содержится в статье 15 названного Кодекса.

Денежные средства, уплаченные истцом Трипольской В.Г. в качестве штрафа, относятся к убыткам в форме реального ущерба.

В силу ч. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

На основании ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией.

В соответствии с положениями ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации.

Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пп. 1 п. 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой ГК РФ», в соответствии со ст. 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Как следует из материалов дела, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № Трипольская В.Г. уплатила штраф по реквизитам, указанным в постановлении начальника Департамента Росприроднадзора по <адрес>, главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному платежному документу получателем штрафа является Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.

При этом Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в соответствии с Перечнем источников доходов федерального бюджета, закрепляемых за территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями, осуществляющими полномочия администраторов доходов федерального бюджета, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ
от ДД.ММ.ГГГГ №, является главным распорядителем средств федерального бюджета, поступивших в качестве денежного взыскания (штрафа) за нарушение водного законодательства Российской Федерации (код дохода 048 1 16 25081 01 6000 140; приложения № и 2 к названному Приказу).

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм и подпункта
1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, по настоящему иску о взыскании убытков, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, как главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно п. 25.3 Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принятие решения о возврате денежных взысканий (штрафов), наложенных территориальными органами Росприроднадзора по отмененным вступившим в законную силу решениям судом постановлениям о назначении административных наказаний, производится на основании судебных актов, указывающих на суммы подлежащих возврату денежных средств, и исполнительных документов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу за счет средств казны Российской Федерации в пользу Трипольской В.Г. <данные изъяты>.

При этом оснований для взыскания с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования денежных средств не имеется, поскольку данный ответчик не является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем в удовлетворении исковых требований, предъявленных Трипольской В.Г. к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, суд считает необходимым отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 30000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 199 ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ 07.06.2019.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-381/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Трипольская Валентина Георгиевна
Ответчики
Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по СК
Суд
Советский районный суд Ставропольского края
Судья
Кечекова Вера Юрьевна
Дело на сайте суда
sovetsky--stv.sudrf.ru
15.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.05.2019Передача материалов судье
15.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2019Судебное заседание
07.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2019Дело оформлено
25.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее