Дело № 2-4736/2023
УИД: 59RS0005-01-2023-004391-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми
в составе: председательствующего судьи Кондратюк О.В.,
при секретаре Пирожковой В.Е.
с участием представителя истца Волчек Е.А., представителя ответчика Золотарева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к индивидуальному предпринимателю Плотникову Виталию Александровичу о прекращении нарушений санитарного законодательства,
у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю обратилось в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Плотникову Виталию Александровичу (далее – ИП Плотников В.А.) о прекращении нарушений санитарного законодательства, указав в заявлении, что ответчику было выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предписано обеспечить контроль за иммунизацией против кори работников ИП Плотников В.А. (работники транспорта) в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок». На момент подачи искового заявления предписание № от ДД.ММ.ГГГГ оспорено не было. Информацию об иммунизации работников необходимо было представить в срок до 20.04.2023 в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю. Во исполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца ответчиком была направлена информация, в которой отражено, что у двух сотрудников ИП Плотников В.А., относящихся к группам риска (работники транспорта) не имеется сведения только об однократной вакцинации, у 17 сотрудников ИП Плотников В.А., относящихся к группам риска (работники транспорта) не имеется сведений о вакцинации. Корь является крайне заразным тяжелым заболеванием вирусного происхождения — вероятность заражения при контакте с больным приближается к 100%. По данным ВОЗ, в настоящее время в ряде стран мира зарегистрированы вспышки кори (Конго, Нигерия, Афганистан, Пакистан, Индия и др.), регистрируются летальные исходы заболевания. Осложнение эпидситуации по кори отмечается также в странах ближнего зарубежья (Украина, Таджикистан, Казахстан). Основной причиной неблагополучия является снижение охватов плановой иммунизации против кори детей и взрослых, рост числа отказов от прививок. В Пермском крае также не исключен риск завоза инфекции. В регионах Российской Федерации регистрируется групповая и вспышечная заболеваемость, в край еженедельно прибывает более 100 иностранных граждан. Понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан (работников ИП Плотников В.А. и населения Пермского края).
Уточнив исковые требования, истец просит возложить на ИП Плотникова В.А. не позднее 5-и месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: обязанность по исполнению обязательных требований п. 2769 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п.п.18. Приложения № к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 №1122н, п. 1. ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ, а именно: обеспечить иммунизацию против кори работников ИП Плотникова В.А. (работники транспорта: в возрасте от 18 лет до 55 лет), в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок».
Представитель истца Волчек Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные уточненные исковые требования.
Ответчик ИП Плотников В.А. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Золотарев А.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, не согласился с исковыми требованиями, пояснил, что во исполнение Предписания № ответчиком в адрес истца направлена информация, в соответствии с которой количество сотрудников до 55 лет включительно 19 человек. 20.03.2023г. ИП Плотниковым В.А. издан приказ № «Об обеспечении контроля за иммунизацией против кори работников транспорта». 28.11.2023г. в адрес главного врача ООО «Городская поликлиника» направлено письмо с просьбой провести вакцинацию против кори работников ответчика. Ответным письмом главного врача Поликлиники достигнуты договоренности о прохождении работниками ответчика вакцинации (ревакцинации) против кори. На 15.12.2023г. работники в возрасте до 55 лет включительно имеют сведения об одной прививке против кори 3 человека (из них 1 чел. (ФИО7) - на больничном, 2 чел.(ФИО8, ФИО9)-ревакцинация в 2024г.), имеют сведения о наличии антител к вирусу в крови 12 человек, уволены 3 работника. Таким образом, ответчик выполнил зависящие от него мероприятия и обязанности, предусмотренные п. 2769 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 18 Приложения № к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 г. № 1122н, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ. Принимая во внимание вышеизложенное, ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований на основании следующего.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно п. 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан, санитарно-гигиенического просвещения населения и пропаганды здорового образа жизни.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.На основании ст. 35 Федерального закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
На основании п.1,3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:
об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований;
о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
Федеральный Закон РФ от 17.09.1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон №157-ФЗ) устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального Закона № 157-ФЗ, национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.
СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (далее - СанПиН 3.3686-21) разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно пункту 2769 СанПиН 3.3686-21 иммунизация населения против кори, краснухи и эпидемического паротита проводится в рамках Национального календаря профилактических прививок и Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно подпункту 18 Приложения № к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 №1122н взрослые от 18 до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори; взрослые от 36 до 55 лет (включительно), относящиеся к группам риска (работник транспорта), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори подлежат обязательной вакцинации против кори, в том числе вакцинации и ревакцинации.
Материалами дела установлено, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) проведены санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия по контролю за иммунизацией населения и профилактике инфекционных болезней.
16.03.2023 Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю вынесено предписание № о необходимости ИП Плотникову В.А. обеспечить контроль за иммунизацией против кори работников ИП Плотникова В.А. (работники транспорта) в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 №1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок». Информацию об иммунизации работников транспорта представить в срок до 20.04.2023 в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю (л.д. 17).
19.04.2023 ИП Плотников В.А направил в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию об иммунизации работников транспорта, а именно: количество сотрудников до 55 лет включительно 19 человек, из них: имеют сведения об одной прививке – 2 сотрудника, имеют данные серологического обследования – 0 сотрудников, нет сведений о вакцинации против кори – 17 сотрудников (л.д. 18-19).
20.03.2023г. ИП Плотниковым В.А. издан приказ № «Об обеспечении контроля за иммунизацией против кори работников транспорта». (л.д.62)
Согласно приложению № к приказу № от 20.03.2023г. список работников подлежащих вакцинации и представивших сведения об иммунитизации против кори составляет 18 человек, из них имеют сведения о двух прививках против кори-3 человека, имеют сведения о наличии антител к вирусу кори – 12 человек, имеют сведения об одной прививке против кори – 3 человека (л.д.63)
Приказами о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 30.06.2023г. № уволен водитель автобуса ФИО10., от 18.09.2023г. № уволен водитель автобуса ФИО11, от ДД.ММ.ГГГГ № уволен водитель автобуса ФИО12 (л.д.44-46).
Исполнение иными работниками ИП Плотникова В.А. приказа № от ДД.ММ.ГГГГ вакцинации против кори подтверждается представленными в материалы дела медицинскими документами, а именно: в отношении ФИО13 – сертификат о профилактических прививках, где имеется отметка о вакцинации 06.06.2023г. (л.д.28), в отношении ФИО14 - выписка из формы №: вакцинация 08.05.2023г. (л.д.29), в отношении ФИО15 - выписка из формы №: вакцинация 23.05.2023г.(л.д.31) в отношении ФИО16 - выписка из формы №: вакцинация 14.11.2023г.(л.д.32), в отношении ФИО17 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 11.11.2023г. (л.д.33), в отношении ФИО18 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 09.11.2023г. (л.д.34), в отношении ФИО19 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 10.11.2023г. (л.д.35), в отношении ФИО20 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 17.11.2023г. (л.д.36), в отношении ФИО21 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 11.11.2023г. (л.д.37), в отношении ФИО22 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 13.11.2023г. (л.д.38), в отношении ФИО23. - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 10.11.2023г. (л.д.39), в отношении ФИО24 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 18.11.2023г. (л.д.40), в отношении Плотникова В.А. - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 16.11.2023г. (л.д.41), в отношении ФИО25 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 21.11.2023г. (л.д.42), в отношении ФИО26 - тест об обнаружении антител к вирусу кори от 18.11.2023г. (л.д.43).
Кроме того, 28.11.2023г. ИП Плотников В.А. направил письмо в ООО «Городская поликлиника» с просьбой о проведении вакцинации (ревакцинации) против кори сотрудников автотранспортного предприятия, расположенного по адресу: <адрес>, а именно ФИО13, ФИО8, ФИО14, ФИО7, ФИО27, ФИО16 (л.д.64).
29.11.2023 ООО «Городская поликлиника» направило ИП Плотникову В.А. приглашение на вакцинацию против кори.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком требования, предъявляемые Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю по обеспечению контроля за иммунизацией против кори работников ИП Плотникова В.А. (работников транспорта) в соответствии с национальным календарем профилактических прививок исполняются надлежащим образом. В частности, во исполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и предостережения № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, ИП Плотниковым В.А. проведены мероприятия по выявлению работников транспорта, не имеющих вакцинации против кори, приняты меры по предупреждению работников о необходимости вакцинации против кори путем издания соответствующего приказа, собраны медицинские документы в отношении работников по их вакцинации или наличия антител, предприняты реальные меры к вакцинации своих работников против кори путем заключения соглашения с медицинским учреждением.
Что касается доводов представителя истца о необходимости возложения на ответчика обязанности прохождения работниками ИП Плотникова В.А. повторной вакцинации против кори, то исходя из медицинских документов, срок для повторных прививок не наступил, доказательств того, что ответчиком в будущем будут нарушены требования санитарно-эпидемиологического законодательства и не будет обеспечен контроль за иммунизацией работников, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку в настоящее время ответчиком обязанность исполнена, нарушение ответчиком прав в будущем может являться основанием для иных исковых требований.
С учетом изложенного Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю к ИП Плотниковву В.А. в удовлетворении требований о возложении обязанности обеспечить иммунизацию против кори работников ИП Плотникова В.А. (работники транспорта в возрасте от 18 до 55 лет) в соответствии с национальным календарем профилактических прививок следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в удовлетворении требований к Индивидуальному предпринимателю Плотникову Виталию Александровичу о возложении обязанности обеспечить иммунизацию против кори работников ИП Плотников В.А. (работники транспорта в возрасте от 18 до 55 лет) в соответствии с национальным календарем профилактических прививок отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено – 22.01.2024г.
С У Д Ь Я :