Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-284/2021 - (16-8829/2020) от 30.11.2020

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                       № 16- 284/2021

                        (№ 16-8829/2020)

                    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 февраля 2021 года                                                                 г. Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции                   Новоженина О.Р., изучив жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Социальный ювелирный ломбард» ФИО14 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 города Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области от 4 сентября 2020 года, решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 9 ноября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Социальный ювелирный ломбард» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 города Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области от 4 сентября 2020 года, оставленным без изменения решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 9 ноября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью «Социальный ювелирный ломбард» (далее – ООО ««Социальный ювелирный ломбард», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директора общества Рашкевич Л.И. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по части 2 статьи 13.11 КоАП РФ наступает за обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В развитие названных конституционных положений в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, принят Федеральный закон от                 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), регулирующий отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами.

Данный Закон определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, права и обязанности иных участников правоотношений, регулируемых этим законом.

Согласно статье 3 Закона о персональных данных, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (пункт 1).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.

Из содержания части 1 статьи 6 Закона о персональных данных следует, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных, за исключением отдельных случаев, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6 названного закона.

Статьей 7 Закона о персональных данных предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 9 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным (часть 1).

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".

Согласно пункту 13 части 9 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите) условие о возможности запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) относится к числу индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа), которые согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально.

Исходя из указанной нормы, непосредственно заемщику в рамках индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа) должно быть предоставлено право выбора между согласием на уступку прав (требований) и ее запретом.

Таким образом, содержание условия договора потребительского кредита (займа) об уступке кредитором третьим лицам прав (требований) по договору отображается в 13 строке таблицы индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа), форма которой установлена Указанием Банка России от 23 апреля 2014 года № 3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)", исходя из решения заемщика.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения в период с 17 июня 2020 года по 26 июня 2020 года должностным лицом Сорочинской межрайонной прокуроры проверки соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей, законодательства о потребительском кредитовании в деятельности обособленного подразделения ООО «Социальный ювелирный ломбард», расположенном по адресу <адрес> установлено, что ООО «Социальный ювелирный ломбард» при заключении договоров потребительского займа от 13 июня 2020 года с Кидяевой В.В., от 05 июня 2020 года № 216680 с Котковым А.А., от 17 июня 2020 года № 216769 с Слепец С.В., от 05 июня 2020 года № 216682 с Родионовой О.В., от 05 июня 2020 года № 216684 с Васильевой О.А., от                 05 июня 2020 года № 216681 с Малышевой Ю.В., от 13 июня 2020 года                  № 216725 с Малюковой И.А., от 13 июня 2020 года № 216723 с         Бархансковой А.Е., от 13 июня 2020 года № 216720 с Задорожным А.Н., в отсутствии согласия заемщиков на обработку персональных данных, в нарушение требований статей 5, 6, 9 Закона о персональных данных.

Содержащиеся в залоговых билета условия договора потребительского займа запрета заемщиков уступки права требования третьим лицам не содержат (пункт 13 индивидуальных условий договора потребительского займа), следовательно такие договора предполагали наличие у кредитора права уступки права требования третьим лицам, и как следствие передачу персональных данных заемщиков третьим лицам. Передача персональных данных в контексте Закона о персональных данных является обработкой персональных данных, для которой, в силу статей 7, 9 Закона о персональных данных требуется конкретное, информированное и сознательное согласие субъекта персональных данных, оно должно соответствовать требованиям к форме согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, установленным частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных. Однако доказательств получения согласия на такую обработку персональных данных при заключении вышеуказанных договоров в материалах дела не имеется.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дело об административном правонарушении (л.д. 1-5); решением о проведении проверки (л.д.6); актом проверки (л.д. 7-8); письменными объяснениями директора общества Рашкевич Л.И. (л.д.12); письменными объяснениями Цокуренко О.В. (л.д.14); выпиской из устава ООО «Социальный ювелирный ломбард» (л.д.17), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.18-20); закладными билетами (л.д.51-55) и другими доказательствами, оцененным в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, мировой судья пришел к обоснованному выводу о совершении ООО «Социальный ювелирный ломбард» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законность и обоснованность постановления о назначении                               ООО «Социальный ювелирный ломбард» административного наказания в полном объеме проверены судьёй районного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы законного представителя общества, а также защитника общества были проверены судьёй и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Суды признали наличие вины общества в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, регулирующих отношения в области обработки персональных данных, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных норм.

По настоящему делу, учитывая имеющиеся в деле залоговые билеты, при заключении договора краткосрочного займа согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных должно было быть получено. При таких обстоятельствах, само по себе указание заявителя в жалобе на пункты 2,5 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных при которых согласие на обработку персональных данных не требуется, а также на Федеральный закон от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», разъяснение министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от                  24 марта 2016 года № П11-1-5405 не влечет отмену вынесенных в отношении общества судебных постановления и решения.

Доводы жалобы о том, что общество не было уведомлено о проведении должностными лицами Сорочинской межрайонной прокуроры проверки, было предметом проверки судьи районного суда, обоснованно отклонены как противоречащие материалам дела по основаниям приведенным в решении. Не согласиться с выводами судьи второй инстанции оснований не имеется.

Следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебных актов.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО «Социальный ювелирный ломбард» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

Постановление о привлечении ООО «Социальный ювелирный ломбард» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ООО «Социальный ювелирный ломбард» в пределах санкции части 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 города Сорочинска и Сорочинского района Оренбургской области от 4 сентября 2020 года, решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 9 ноября 2020 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Социальный ювелирный ломбард» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО15 - без удовлетворения

Судья                                    О.Р. Новоженина

16-284/2021 - (16-8829/2020)

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Истцы
Сорочинская межрайонная прокуратура
Ответчики
ООО "СОЦИАЛЬНЫЙ ЮВЕЛИРНЫЙ ЛОМБАРД"
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции (Самарская область)
Статьи

ст. 13.11 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее