Дело № 2-24/2024 19 января 2024 года
УИД 29RS0004-01-2023-000790-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мой А.И., при секретаре Абрешитовой Е.А., с участием представителя истца Чуфряковой Д.А., представителя ответчика МБОУ «Сельменьгская средняя школа» и третьего лица администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области Шухтина М.П., представителя ответчика ООО «Виноградовские тепловые сети» Диановой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник гражданское дело по иску Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Сельменьгская средняя школа», обществу с ограниченной ответственностью «Виноградовские тепловые сети» об устранении нарушения санитарного законодательства,
установил:
Новодвинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области обратился в суд с иском о возложении на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сельменьгская средняя школа» (далее – МБОУ «Сельменьгская средняя школа») обязанности получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважина №), используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей д. Топса Виноградовского района Архангельской области, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в срок до 01.11.2024. В обоснование заявленных требований указано, что МБОУ «Сельменьгская средняя школа» на основании лицензии № от 13 мая 2022 года, действующей до 13 мая 2047 года, осуществляет эксплуатацию источника водоснабжения – водозаборной скважины №, из которой осуществляется забор воды и ее подача населению д. Топса Виноградовского района Архангельской области. В настоящее время санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей д. Топса Виноградовского района Архангельской области (скважина №) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта не выдавалось.
Протокольным определением от 29 ноября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Виноградовские тепловые сети».
Представитель истца Чуфрякова Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика МБОУ «Сельменьгская средняя школа» и третьего лица администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области Шухтин М.П. требования истца не признал, пояснив, что скважина не предназначена для питьевого водоснабжения, используется только для хозяйственных целей школы и для работы котельной.
Представитель ответчика ООО «Виноградовские тепловые сети» Дианова Л.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поскольку организация не имеет отношения к данной скважине. Пояснила, что скважина эксплуатируется ООО «Виноградовские тепловые сети» только для работы котельной. Имеющийся кран для подачи воды в школу в настоящее время перекрыт. Приобщила к материалам дела копию соглашения об обслуживании и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства на подведомственных территориях МКУ «Рочегодское» от 01 января 2024 года.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п. 3 ст. 18 Закона № 52-ФЗ и ч. 3 ст. 23 Закона № 416-ФЗ, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Порядок получения СЭЗ регламентирован Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.11.2020 № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований». В соответствии с п. 16 данного Административного регламента для получения СЭЗ заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган) заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, а также результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.
Из вышеперечисленных норм закона следует, что использование водного объекта для забора воды, водоподготовке и отпуску воды в водопроводные сети допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на основании распоряжения главы Виноградовского муниципального округа Архангельской области от 18 декабря 2023 года № 1937-р «О закреплении муниципального имущества» за МБОУ «Сельменьгская средняя школа» на праве оперативного управления закреплена артезианская скважина (№) по адресу: <адрес> (л.д.83, 84-85).
Передача указанной скважины обусловлена необходимостью обеспечения водой образовательного учреждения.
Таким образом, на МБОУ «Сельменьгская средняя школа», как на организацию, эксплуатирующую объект водоснабжения, законом возложена обязанность по принятию мер и организации мероприятий, направленных на выполнение требований санитарного законодательства в отношении водоснабжения.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что на МБОУ «Сельменьгская средняя школа» лежит обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Материалами дела подтверждается, и ответчиком не оспаривается, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей д. Топса Виноградовского района Архангельской области (скважина №), санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения не выдавалось, что нарушает права потребителей данной услуги.
При таких обстоятельствах, заявленные требования к МБОУ «Сельменьгская средняя школа» подлежат удовлетворению.
Требование к ООО «Виноградовские тепловые сети» удовлетворению не подлежат, так как артезианская скважина (№) на праве оперативного управления передана МБОУ «Сельменьгская средняя школа».
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 01.11.2024, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений.
В силу подпункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ МБОУ «Сельменьгская средняя школа» освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сельменьгская средняя школа» (ИНН 2910001708) в срок до 01.11.2024 получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (скважина №), используемого в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей д. Топса Виноградовского района Архангельской области, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сельменьгская средняя школа» (ИНН 2910001708) прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям д. Топса Виноградовского района Архангельской области из скважины № в д. Топса Виноградовского района Архангельской области с 01.11.2024 до получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого водоснабжения.
В удовлетворении исковых требований к ООО «Виноградовские тепловые сети» отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 января 2024 года.
Судья А.И. Мой