Дело № 2-1252/2024
№ 50RS0046-01-2024-002216-76
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ступино Московской области 27 мая 2024 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Филатовой Е.С., при секретаре судебного заседания Ковтун П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ступинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения средствами для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
Ступинский городской прокурор Московской области в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением к МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, следующими средствами: мнемосхема (4.3.3), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), наклейка на поручень (Брайль) тактильная (4.3.8), звуковое расписание уроков (4.3.10), в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы тем, что Ступинской городской прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, детей-инвалидов. В результате проведенной проверки, городской прокуратурой выявлена недооснащенность входной зоны и гардероба образовательного учреждения по адресу: <адрес>, вышеуказанным оборудованием, а именно, отсутствуют: мнемосхема (4.3.3), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), наклейка на поручень (Брайль) тактильная (4.3.8), звуковое расписание уроков (4.3.10.). Городской прокуратурой по указанным фактам ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры. В ответ на представление учреждением предусмотрены сроки по устранению выявленных нарушений, однако с учетом стоимости необходимого оборудования требования фактически не исполнены, поскольку денежные средства из бюджета городского округа Ступино в рамках муниципальных программ на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к образовательным организациям не предусмотрены в текущем году.
В судебном заседании помощник Ступинского городского прокурора Московской области – Калугина А.В. подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области Арефина С.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив о том, что МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области будет включено в программу капитального ремонта с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, требования прокурора будут исполнены.
Суд, выслушав объяснения и доводы сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, городской прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, в том числе, детей-инвалидов.
В результате проведенной проверки, городской прокуратурой выявлена недооснащенность входной зоны и гардероба образовательного учреждения по адресу: <адрес>, вышеуказанным оборудованием, а именно, отсутствуют: мнемосхема (4.3.3), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), наклейка на поручень (Брайль) тактильная (4.3.8), звуковое расписание уроков (4.3.10.).
Согласно абз. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
На основании ст. 2 Федерального закона 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 2. ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В силу пп. «а» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 года № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 06.09.2022 года № 804 утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания.
Подраздел 4 раздела 4 указанного перечня содержит список необходимого оборудования, которое должно быть размещено в здании образовательного учреждения (входная зона и гардероб) для ориентирования и обеспечения передвижения слепых и слабовидящих обучающихся:
4.3.2. | Звуковой маяк с беспроводной кнопкой активации со шрифтом Брайля |
4.3.3. | Мнемосхема |
4.3.4. | Информационно-тактильный знак (вывеска) со шрифтом Брайля |
4.3.5. | Наклейка информационная |
4.3.6. | Тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях |
4.3.7. | Тактильные знаки |
4.3.8. | Наклейка на поручень (Брайль) тактильная |
4.3.9. | Информационный терминал с сенсорным экраном, со встроенной индукционной системой, со специальным программным обеспечением для инвалидов с сенсорным управлением, с автоматическим озвучиванием текста голосом, с системой вызова помощника |
4.3.10. | Звуковое расписание уроков |
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Законом обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ Ступинским городским прокурором Московской области в адрес директора МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области направлено представление об устранении нарушений закона (л. д.13-16).
В ответ на указанное представление и.о. директора МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области направлено письмо, из которого следует, что в образовательном учреждении проведена служебная проверка в отношении лиц, допустивших нарушение закона; должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, обозначены сроки, в которые будет приобретено необходимое для дооснащения оборудование (л. д. 17).
Необеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к месту осуществления образовательной деятельности влечет за собой нарушение прав такой категории несовершеннолетних.
Невыполнение муниципальным школьным образовательным учреждением требований по оснащению образовательного учреждения в соответствии с вышеуказанными требованиями нарушает права неопределенного круга лиц на достойную жизнь и свободное развитие.
При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчику для исполнения судебного решения, с учетом объема и характера работ, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ступинского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области удовлетворить.
Обязать МБОУ «Лицей № 2» городского округа Ступино Московской области (ИНН: 5045024667; КПП: 504501001; ОГРН: 1025005927077), оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, следующими средствами: мнемосхема (4.3.3), тактильная рельефная напольная плитка для оснащения путей движения и предупреждения о препятствиях (4.3.6), наклейка на поручень (Брайль) тактильная (4.3.8), звуковое расписание уроков (4.3.10.), в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.С. Филатова