№16-1960/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 09 апреля 2021 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу заместителя командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю Потатуева А.К. на вступившее в законную силу решение судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2020 года, вынесенное в отношении Иванова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 17 Нахимовского судебного района г. Севастополя от 7 сентября 2020 года Иванов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год
6 месяцев.
Решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2020 года постановление мирового судьи судебного участка № 17 Нахимовского судебного района г. Севастополя от 7 сентября 2020 года отменено.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель командира ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю Потатуев А.К. выражает несогласие с вынесенным в отношении Иванова В.А. решением судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2020 года, считая его незаконным и подлежащим отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Иванов В.А. извещен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении указанной жалобы. В установленный срок возражения на нее не представлены.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 данной статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Пунктом 10 Правил установлено, что направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Правилами установлены основания направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Из указанных норм следует, что направлению водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения предшествует предложение уполномоченного должностного лица о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на <адрес>, Иванов В.А. управлял транспортным средством <данные изъяты> государственным регистрационным знаком № при наличии признаков опьянения – запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение кожных покровов лица и не выполнил законного требования уполномоченного должностного лица – сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и был отстранен от управления транспортным средством. При этом его действия не содержат уголовного наказуемого деяния. Иванов В.А. нарушил п. 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Согласно протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения основанием для направления на данную процедуру послужило наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства Иванов В.А. находится в состоянии опьянения, и отказался от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (признаки опьянения:, нарушение речи поведение не соответствующее обстановке, резкое изменение окраса кожных покровов лица.) (л. д. 4).
Однако, судья районного суда, отменяя постановление первой инстанции, пришел к выводу, что у Иванова В.А. отсутствовали все признаки опьянения, указанные сотрудником ГИБДД в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения 92 № от 25 марта 2020 года.
Вместе с тем решение районного судьи законными признать нельзя.
В соответствии со статьей 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отменяя постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пролетарского судебного района Ростовской области от 6 июля 2020 года судья районного суда пришел к выводу, что оснований для направления Иванов В.А. на медицинское освидетельствования не имелось, так как у него отсутствовали признаки опьянения.
Между тем судьей районного суда не дана надлежащая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, а именно: протоколу об административном правонарушении 92 СП № от 25 марта 2020 года, протоколу об отстранении от управления транспортным средством 92 СО № от 25 марта 2020 года, протоколу о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения 92 АВ № № от 25 марта 2020 года и другими материалами дела.
Не соблюдение судьей районного суда требований статей 24.1 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привело к существенным нарушениям процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах имеют место существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные судьей районного суда при рассмотрении настоящего дела, влекущие за собой отмену судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет 2 года.
Обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении Иванов В.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 25 марта 2020 года. В связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу в настоящее время истек.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 поименованного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, судья кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене решения судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2020 года, вынесенного в отношении Иванова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Нахимовского районного суда г. Севастополя от 16 ноября 2020 года, вынесенное в отношении Иванова В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.Е. Иванов