ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № П16-4326/2023
город Краснодар 20 ноября 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу представителя ФИО5, действующего в интересах ФИО2 на вступившее в законную силу решение судьи Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Николаевой Ю.А.,
установил:
постановлением старшего инспектора ДПС ОВДПС ГИБДД МО МВД РФ "Камышинский" № от 08 декабря 2022 года Николаева Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 09 февраля 2023 года постановление должностного лица от 08 декабря 2022 года оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 28 марта 2023 года постановление старшего инспектора ДПС ОВДПС ГИБДД МО МВД РФ "Камышинский" от 08 декабря 2022 года и решение судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 09 февраля 2023 года в отношении Николаевой Ю.А. отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции представитель ФИО2 – ФИО5 просит отменить решение судьи областного суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, постановление должностного лица о привлечении Николаевой Ю.А. к административной ответственности оставить без изменения.
Николаева Ю.А., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче данной жалобы, возражения на жалобу не представила.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков.
Как следует из материалов дела, в обоснование привлечения Николаевой Ю.А. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении должностного лица обстоятельства, согласно которых ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут на перекрестке равнозначных дорог <адрес> – <адрес> в <адрес>, при движении прямо по <адрес> не уступила дорогу транспортному средству"<данные изъяты> государственный регистрационный знак А806УА134, под управлением ФИО2, приближающейся справа.
Судья городского суда, согласился с выводами должностного лица о доказанности вины Николаевой Ю.А. в совершении вмененного административного правонарушения, оставив постановление от 08 декабря 2022 года без изменения.
По результатам рассмотрения жалобы защитника Николаевой А.Н. судья Волгоградского областного суда отменяя постановление должностного лица и решение судьи городского суда указал, что согласно проекту организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования, представленному МБУ «Благоустройство», на перекрестке улиц Базарова и Красная должны быть установлены дорожные знаки в количестве 4 штук - 2.1 «Главная дорога» при движении по <адрес>, а также 2.4 «Уступите дорогу» на <адрес> (л.д. 51).
Судьей Волгоградского областного суда установлено, что пересечение улиц <адрес> не является перекрестком равнозначных дорог, при этом <адрес>, по которой двигалась Николаева Ю.А., является главной дорогой по отношению к дороге по <адрес>.
На этом основании судья областного суда пришел к выводу, что при рассмотрении дела требования статей 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Вместе с тем судьей Волгоградского областного суда не учтено не следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в частности, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
Между тем, установленные требования закона судьей областного суда при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении выполнены не были.
Пунктом 13.11 Правил дорожного движения установлено, что на перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного п. 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
В силу п. 1.2 Правил дорожного движения требование уступить дорогу (не создавать помех) означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Преимуществом (приоритетом) признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (Правила дорожного движения).
Из акта выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что старшим государственным инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Камышинский» на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> зафиксировано отсутствие технических средств организации дорожного движения, а именно в нарушение п.5.1.6 ФИО6 52289-2019 отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу», 2.1 «Главная дорога» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47).
Согласно докладной записке главного инженера от ДД.ММ.ГГГГ до сведения директора МБУ «Благоустройство» доведено об отсутствии дорожных знаков на перекрестке <адрес> в <адрес> по причине их хищения (л.д. 50, оборот).
ДД.ММ.ГГГГ дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» на <адрес>.4 «Уступите дорогу» на <адрес> в количестве 4 штук были установлены, что подтверждается актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50).
Таким образом, при отсутствии знаков приоритета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, перекресток улиц <адрес> в <адрес>, в сложившейся на момент дорожно-транспортного происшествия дорожной ситуации считался перекрестком равнозначных дорог, при проезде которого водителя должны руководствоваться пунктом 13.11 Правил дорожного движения.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судьей Волгоградского областного суда, обоснованность выводов должностного лица при возбуждении дела об административном правонарушении о доказанности либо недоказанности вины Николаевой Ю.А. полном объеме вмененного правонарушения должным образом проверены не были, совокупности имеющимся в деле доказательствами, надлежащая оценка не дана.
Судьей областного суда не учтено, что согласно вышеназванным положениям статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения лица к административной ответственности с исследованием всех материалов дела, а также истребование дополнительных материалов.
В силу изложенного выводы о прекращении производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются преждевременными.
Вместе с тем, в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем отмены судебного акта с возвращением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности составляет 60 календарных дней.
Обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению в отношении Николаевой Ю.А. производства по делу об административном правонарушении, имели место 17 ноября 2022 года, на момент вынесения судьей областного суда ДД.ММ.ГГГГ решения об отмене постановления должностного лица и решения судьи городского суда срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Исходя из части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации согласно которым произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Отмена судебного акта повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено, так как в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Таким образом, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности истек в рассматриваемом случае, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, решение судьи Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Николаевой Ю.А. по настоящему делу об административном правонарушении отменено быть не может и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.13 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░