Дело № 2-602/2022
УИД 22RS0037-01-2022-000906-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2022 г. с. Павловск
Павловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующей судьи Коняевой З.А.,
при секретаре Бронниковой Д.А.,
с участием прокурора Панасюк Д.А.,
законного представителя истца Бочкаревой Н.О.,
представителя ответчика Масляковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Павловского района в интересах несовершеннолетнего Бочкарева Д.Е. в лице законного представителя Бочкаревой НО. к Министерству здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Павловская центральная районная больница» о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павловского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего Бочкарева Д.Е. в лице его законного представителя Бочкаревой Н.О. Просит признать незаконным бездействие КГБУЗ «Павловская центральная районная больница» по невыдаче рецептов на получение Бочкаревым Д.Е. медицинских изделий системы непрерывного мониторинга глюкозы – сенсора и датчиков Libre Abbot FreeStyle системы Flash мониторинга глюкозы Libre Abbot FreeStyle; возложить на КГБУЗ «Павловская центральная районная больница» обязанность выдавать рецепты на получением Бочкаревым Д.Е. бесплатно сенсора и датчиков FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы Libre Abbot FreeStyle в течение всего периода заболевания сахарным диабетом 1 типа в количестве 1 датчик на 14 дней, 1 сканер в рамках гарантийного срока на медицинское изделие; обязать Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечивать Бочкарева Д.Е. датчиками FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы Libre Abbot FreeStyle в течение всего периода заболевания сахарным диабетом 1 типа в количестве 1 датчик на 14 дней, 1 сканер в рамках гарантийного срока на медицинское изделие. Просит обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование заявленных требования указал, что прокуратурой Павловского района проведена проверка по обращению Бочкаревой Н.О. о нарушении прав её несовершеннолетнего сына Бочкарева Д.Е., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, на обеспечение изделиями медицинского назначения. Проверкой установлено, что Бочкарев Д.Е. является ребенком-инвалидом, наблюдается в КГБУЗ «Павловская центральная районная больница», с мая 2019 состоит на учете эндокринолога с диагнозом: <...>. Имеются осложнения: <...>.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Бочкарев Д.Е, имеет право на бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам.
25.02.2022 детским врачом-эндокринологом ООО «Здоровое поколение» несовершеннолетнему Бочкареву Д.Е. для контроля гликемии в связи с отмечаемыми эпизодами <...>, наличием <...> рекомендован непрерывный мониторинг уровня глюкозы посредством использования медицинских изделий системы непрерывного мониторинга.
КГБУЗ «Павловская ЦРБ» отказала законному представителю несовершеннолетнего Бочкарева Д.Е. в выдаче рецептов на бесплатное получение систем непрерывного мониторинга глюкозы по причине отсутствия такого назначения специалистами отделения эндокринологии КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства». Для решения вопроса оценки состояния ребенка и целесообразности назначения непрерывного мониторинга глюкозы медицинской организацией была предложена госпитализации ребенка в отделение эндокринологии КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства с 02.11.2022. Кроме того, КГБУЗ «Павловская ЦРБ» сослалось на Постановление Правительства Алтайского края от 30.12.2021 № 502 в редакции от 09.02.2022, согласно которому обеспечение детей, больных сахарным диабетом, нуждающихся в непрерывном мониторинге глюкозы, осуществляется при помповой инсулинотерапии.
Решение вопроса оценки состояния ребенка по заболеванию и целесообразности назначения медицинских изделий системы непрерывного мониторинга глюкозы в условиях госпитализации ребенка в отделение эндокринологии АККЦОМД по существу ставит под угрозу жизнь и здоровье малолетнего Бочкарева Д.Е., поскольку без использования медицинских изделий системы непрерывного мониторинга глюкозы в условиях нечувствительности ребенка к эпизодам гипергликемии, гипогликемии (что является жизненными показаниями к применению систем НМГ в соответствии с вышеупомянутыми клиническими рекомендациями), а также при ощутимом снижении качества жизни из-за необходимости делать 6 проколов пальцев в сутки может привести к ухудшения состояния здоровья ребенка, обострению и развитию сопутствующих заболеваний, летальному исходу.
Клиническими рекомендациями «Сахарный диабет I типа у детей» (действующими ред. 2021) не предусмотрена обязательная госпитализации в медицинское учреждение для решения вопроса оценки состояния ребенка по заболеванию и целесообразности назначения медицинских изделий системы непрерывного мониторинга. Решение указанного вопроса возможно и допустимо при оказании амбулаторной поликлинической помощи.
Отказ КГБУЗ «Павловская ЦРБ» является грубым нарушением требований пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающего приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», подпунктом 1 пункта 1.1 Порядка предоставления социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, в состав представляемого гражданам, из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ, набора социальных услуг включается социальная услуга по обеспечению необходимыми изделиями медицинского назначения. В рамках предоставления набора социальных услуг гражданам должны предоставляться именно те датчики НМГ/ФМГ, в которых имеется необходимость (потребность), исходя из фактически используемой ими модели системы НМГ/ФМГ.
Бочкарев Д.Е. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно системы флеш-мониторинга.
В судебном заседании помощник прокурора Павловского района Алтайского края Панасюк Д.А., законный представитель истца Бочкарева Н.О. на исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика КГБУЗ «Павловская ЦРБ» Маслякова Т.Н. с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что рецепты на бесплатное получение систем непрерывного мониторинга глюкозы могут быть выписаны Бочкареву Д.Е. при нуждаемости и назначении их врачом или врачебной комиссией. В Павловской ЦРБ нет детского эндокринолога. В силу п. 40 Постановление Правительства Алтайского края от 30.12.2021 № 502 системы мониторинга уровня глюкозы применяются в случаях, когда у ребенка установлена инсулиновая помпа, у Бочкарева Д.Е. её нет. Бочкаревой Н.О. было предложено провести обследование сына в специализированном отделении КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», на 03.11.2022 была согласована госпитализация ребенка в указанное учреждение для определения нуждаемости в данном медицинском изделии. Однако законный представитель Бочкарева Д.Е - Бочкарева Н.О. от госпитализации сына отказалась. Следующая госпитализация возможна только в апреле 2023 года.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал, что Бочкарев Д.Е. находится на инсулинотерапии с использованием шприц-ручек. Медицинских показаний для установки ему инсулиновой помпы не имеется. Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением правительства № 40 от 09.02.2022 и Приказом Министерства здравоохранения Алтайского края № 460 от 29.08.2022, предусмотрен и регламентирован порядок обеспечения медицинскими изделиями детей, получающих помповую инсулинотерапию. Назначить препарат или медицинское изделие может только врачебная комиссия, до настоящего времени соответствующих медицинских документов о назначении Бочкареву Д.Е. по жизненным показаниям спорного медицинского изделия не представлено. Заключение эксперта не является исключительным доказательством. Сканер для измерения уровня глюкозы может быть заменен на смартфон или смартвотч с установленным на них приложением FreeStyle Libre. Довод об обеспечении Бочкарева Д.Е. сканером не содержит ни правового, ни технического обоснования в исковом заявлении прокурора.
Представитель третьего лица Алтайской краевой диабетической общественной организации «ДиаВиктори» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что требование о госпитализации для назначения ребенку системы непрерывного мониторинга глюкозы неправомерно и незаконно. Непрерывный мониторинг глюкозы крови включен в Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 22.01.2021 г. №22н, который разработан для применения в условиях стационара, дневного стационара и амбулаторно.
Осмотр Бочкарева Д.Е. в ООО «Здоровое поколение» был проведен детским эндокринологом, который выдал рекомендации по применению системы непрерывного мониторинга глюкозы. Право ООО «Здоровое поколение» на оказание медицинских услуг по профилю «детская эндокринология» указано в лицензии ЛО-22-01-005806. Рекомендации о необходимости применения непрерывного мониторинга у Бочкарева Д.Е. были даны и детским эндокринологом Танцуровой В.С. на приеме в ООО «КДЦ «Детское и взрослое здоровье», которое также имеет лицензию по оказанию медицинских услуг по профилю «детская эндокринология».
Заключения специалистов детских эндокринологов из частных клиник, имеют такую же законную силу, что и назначения из государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Отказ КГБУЗ «Павловская ЦРБ» принять их во внимание является незаконным, как и требование об обязательной госпитализации ребенка в стационар для получения назначения непрерывного мониторинга глюкозы крови.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.
Пунктами 7, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ предусмотрено, что организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части, установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Согласно статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу пункта 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Согласно частям 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. В силу части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии. Согласно ст. 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень социально значимых заболеваний входит сахарный диабет (код Е10-Е14 по МКБ-10). Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ). В силу пункта 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети – инвалиды. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия. В силу части 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней. В соответствии с приложением № 1 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи входит метод комплексного лечения сахарного диабета, включающий использование систем суточного мониторирования глюкозы. Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Минздрава России от 22 января 2021 года №22н, в качестве медицинской услуги предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования. Постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2021 года №502 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее Программа). Из абзаца 10 раздела 7.3 главы 7 указанной Программы следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, при оказании амбулаторной помощи (по рецептам врача) включает в себя обеспечение граждан, больных сахарным диабетом и находящихся на помповой инсулинотерапии, медицинскими изделиями для инсулиновых помп (инфузионные наборы - код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий: 351940, резервуары - код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий: 207670), в том числе обеспечение детей, больных сахарным диабетом, находящихся на помповой инсулинотерапии и нуждающихся в дополнительном измерении глюкозы с использованием непрерывного мониторирования глюкозы, в том числе флэш-мониторинга глюкозы датчиками системы чрескожного мониторинга уровня глюкозы (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий: 300910). Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 1345н от 21 декабря 2020 года «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» регулирует, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. В соответствии с пунктом 12 вышеуказанного приказа для получения лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденному Указом Губернатора Алтайского края от 5 декабря 2016 года №151 (далее Положение) Министерство здравоохранения Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности. В силу пункта 2.1.1 Положения Министерство осуществляет льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан в соответствии с действующим законодательством. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом о бюджете Алтайского края на соответствующий год. Финансирование переданных Российской Федерацией полномочий в сфере охраны здоровья Министерству осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета (пункт 3.5 Положения).Как установлено судом из материалов дела, Бочкарев Д.Е., 07.06.2018 года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Павловская ЦРБ» с мая 2019 года с диагнозом сахарный диабет I типа, нестабильная гликемия в течение суток, нарушение распознавания гликемий. Суду представлены выписные эпикризы КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства», в котором Бочкарев Д.Е. находился на лечении с 26.05.2019 по 13.06.2019, с 10.01.2020 по 16.01.2020, с 06.03.2020 по 13.03.2020, с 27.11.2020 по 03.12.2020, с 17.11.2021 по 26.11.2021. При выписке ребенку рекомендовано наблюдение эндокринолога, адекватная коррекция углеводного обмена, ежедневные измерения гликемии не менее 4 раз в сутки, при последней госпитализации – 6-10 раз в сутки. 25 мая 2022 врачом-эндокринологом ООО «Здоровое поколение» Бочкареву Д.Е. в связи с недостаточным контролем гликемии рекомендован непрерывный мониторинг уровня глюкозы. 30 мая 2022 года Бочкарева Н.О. обратилась с заявлением в КГБУЗ «Павловская ЦРБ» об обеспечении Бочкарева Д.Е. рецептурным бланком на бесплатное получение медицинских изделий системы непрерывного мониторинга глюкозы. По заявлению Бочкаревой Н.О. была проведена врачебная комиссия, протоколом которой от 6 июня 2022 установлено, что оснований для удовлетворения требований Бочкаревой Н.О. не имеется в связи с отсутствием заключения краевых специалистов отделения эндокринологии АККЦОМД о необходимости суточного непрерывного мониторинга глюкозы у Бочкарева Д.Е. по жизненным показаниям. Для оценки состояния ребенка в связи с его заболеванием и целесообразности назначения непрерывного мониторинга глюкозы на 02.11.2022 согласована его госпитализация в отделение эндокринологии «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства». При этом, как отмечено врачебной комиссией, системы непрерывного мониторинга глюкозы не входят в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года №3053-р. 1 августа 2022 года Бочкарев Д.Е. был осмотрен детским эндокринологом консультативно-диагностического центра «Здоровье детское и взрослое». В результате осмотра ребенку, учитывая вариабельность гликемии, снижение чувствительности к гипогликемиям в ночные часы, нецелевой уровень гликированного гемиглобина, а также высокую физическую активность ребенка рекомендован непрерывный мониторинг глюкозы. ООО «Здоровое поколение» и ООО «Консультативно-диагностический центр «Здоровье детское и взрослое» являются медицинскими организациями, имеют действующие лицензии, в том числе на право оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по детской эндокринологии. В ходе рассмотрения дела судом была назначена судебно-медицинская экспертиза.
Согласно заключению комиссии экспертов ООО «<...>» № М132-08/22 от 19.09.2022, исходя из особенностей течения заболевания у Бочкарева Д.Е., следует считать, что он, с учетом его возраста, особенностей течения заболевания, нуждается в проведении непрерывного мониторинга глюкозы с использованием сенсора и датчиков FreeStyle Libre как наиболее оптимальных в течение всего периода лечения сахарного диабета 1 типа. Замена датчика осуществляется каждые 2 недели, то есть указанные медицинские приборы необходимы в количестве 2-х датчиков на месяц, потребность сохраняется в течение всего периода лечения сахарного диабета, то есть пожизненно.
Исходя из представленных доказательств, заключения судебно-медицинской экспертизы, суд приходит к выводу, что нуждаемость несовершеннолетнего Бочкарева Д.Е. в использовании непрерывного глюкозного мониторинга в течение всего периода заболевания сахарным диабетом 1 типа (один датчик на 14 дней) подтверждена.
Таким образом, несовершеннолетний Бочкарев Д.Е. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно по медицинским показаниям систем мониторинга глюкозы.
Отказ в обеспечении Бочкарева Д.Е. являющегося ребенком-инвалидом, страдающим социально значимым заболеванием «сахарный диабет», за счет соответствующих бюджетных средств данным медицинским изделием нарушает права несовершеннолетнего на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Поскольку согласно Регистрационному удостоверению Росздравнадзора №РЗН 2018/6764 от 11.12.2020, система непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre производятся компанией Abbot, являющейся иностранным производителем (Соединенное Королевство), и в силу существующей внешнеполитической ситуации имеется риск нарушения сроков её поставок, что может нарушить непрерывность лечебного процесса Бочкарева Д.Е. суд допускает замену системы непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre иной аналогичной.
Кроме того, Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденная Постановлением Правительства Алтайского края № 40 от 09.02.2022 не содержит указание на необходимость обеспечения нуждающихся лиц системами чрескожного мониторинга уровня глюкозы какого-либо конкретного производителя и марки.
При этом суд проверил и не принимает довод ответчика о том, что применение системы непрерывного мониторинга глюкозы с использованием сенсора и датчиков системы FreeStyle Libre возможно только у детей, получающих помповую инсулинотерапию. Согласно ответа ООО «<...>» 751П от 19.10.2022 на запрос суда, использование (применение) системы непрерывного мониторинга глюкозы с использованием сенсора и датчиков FreeStyle Libre у несовершеннолетнего Бочкарева Д.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения в случае, если у него не установлена инсулиновая помпа, является возможным. В соответствии с официальной инструкцией к системе FreeStyle Libre, последняя является самостоятельным прибором, который осуществляет мониторинг уровня глюкозы у каждого конкретного пациента, её использование совместно с инсулиновыми помпами не исключается.
С учетом вышеизложенного, исковые требования прокурора Павловского района Алтайского края в интересах несовершеннолетнего Бочкарева Д.Е. к КГБУЗ «Павловская ЦРБ» о возложении обязанности по выдаче рецептов, к Министерству здравоохранения Алтайского края об обеспечении медицинскими изделиями подлежат удовлетворению.
Требования прокурора в части обеспечения Бочкарева Д.Е. сканером суд оставляет без удовлетворения, так как согласно заключению судебной-медицинской экспертизы № М132-08/22 от 19.09.2022 сканер FreeStyle Libre не является обязательной частью системы мониторинга и может быть заменен бесплатным приложением FreeStyle Libre Link на смартфоне.
С учетом характера заболевания Бочкарева Д.Е., положений статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможнымобратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 320,321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора удовлетворить в части.
Обязать КГБУЗ «Павловская центральная районная больница» выдавать рецепты на получение Бочкаревым Д.Е. бесплатно приборов непрерывного мониторинга глюкозы в течение всего периода заболевания сахарным диабетом 1 типа, сенсора и датчиков (один датчик на 14 дней) системы FreeStyle Libre либо иной аналогичной системы.
Обязать Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечивать Бочкарева Д.Е. сенсором и датчиками (один датчик на 14 дней) непрерывного мониторинга глюкозы системы FreeStyle Libre либо иной аналогичной системы в течение всего периода заболевания сахарным диабетом 1 типа.
В остальной части иска отказать.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд в месячный срок со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26.11.2022
СУДЬЯ Коняева З.А.