З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2023 г. г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Колесниковой А.В., при секретаре судебного заседания Макаровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-408/2023 по исковому заявлению Александрова Андрея Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по потери кормильца
У С Т А Н О В И Л :
Александров А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения незаконным, обязании назначить пенсию по потери кормильца.
В обоснование исковых требований Александров А.В. указывает, что является сыном Александрова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ
На обращение истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях», ему было отказано в связи с отсутствием права на назначение пенсии по случаю потери кормильца по причине осуществления им трудовой деятельности с мая 2022 г. в ООО «Верхнеленское речное пароходство».
Истец считает отказ ответчика незаконным.
Родители Александрова А.В. расторгли брак, однако отец сыну оказывал существенную материальную помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию, в виде алиментов и денежных сумм, переданных по распискам матери истца.
На основании судебного приказа № 2-1006/2015 от 26.06.2015, выданного мировым судьей судебного участка № 106 г. Усть-Кута с Александрова В.В. на содержание детей: Александрова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Александрову И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. взысканы алименты в пользу их матери ФИО10. На момент смерти Александрова В.В. взыскание производилось с пенсии в размере 50 %.
Семья истца является многодетной, ФИО11. не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком. Доход семьи составляет детские пособия, зарплата мужа ФИО12., поэтому алименты также составляли существенную часть семейного бюджета, расходовались на личные нужды истца. Александров В.В. устроился в 2020 г. на работу вахтовым методом, систематически передавал денежные средства на содержание истца ежемесячно, до сентября 2022 г.
27.08.2020 истец зачислен в Усть-Кутский институт водного транспорта- филиал ФГБОУ ВО «Сибирского государственного университета водного транспорта» на очное отделение «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики», в настоящее время обучается на 3-м курсе. Обязательным условием учебной программы является прохождение производственной практики, которую истец проходил с 25.04.2022 до 19.07.2022 в ООО «Верхнеленское речное пароходство». Во время работы начислялась заработная плата, с которой работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонда РФ. По окончании практики источник дополнительного дохода истца был утрачен.
Несмотря на дополнительный источник дохода от прохождения практики, отец истца при жизни оказывал ему систематическую помощь, которая была постоянным и основным источником средств к существованию в течении более года до момента смерти Александрова В.В.
Александров А.В. просит суд признать незаконным решение государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 13.10.2022 № 332736/22 об отказе в назначении ему пенсии по случаю потери кормильца; обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области назначить ему пенсию по случаю потери кормильца.
Определением суда от 02.03.2023 произведена замена стороны ответчика государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Истец Александров А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь статьями 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Судом установлено, что Александров Андрей Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сыном ФИО13 что подтверждается свидетельством о рождении серия I-№
Согласно свидетельства о смерти серия №, выданным №
Решением государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 13.10.2022 № 332736/22 Александрову А.В. отказано в установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с не предоставлением документов о нахождении на полном содержании Александрова В.В., либо получении от него помощи, которая была для Александрова А.В. постоянным и основным источником средств к существованию. По данным ответчика Александров А.В. осуществляет трудовую деятельность с мая 2022 г. в ООО «Верхнеленское речное пароходство».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях». В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Содержание понятия иждивенства закреплено в ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с указанной нормой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости).
Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О.
Иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств. В тоже время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно - заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства (постановления от 5 декабря 2017 г. № 36-П, от 27 ноября 2009 г. № 18-П, определение от 17 декабря 2001 г. № 1071-О-О).
Истец Александров А.В., 12.12.2003 г.р. зарегистрирован по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Кутузова, д. 7.
Судебный пристав- исполнитель Усть-Кутского РОСП УФССП по Иркутской области Михайлова С.Н., рассмотрев материалы исполнительного производства № 35609/21/38036- ИП от 11.06.2021, возбуждённого на основании судебного приказа № 2-1006/2015 от 26.06.2015, вынесенного мировым судьи судебного участка № 106 по г. Усть-Куту Иркутской области, предмет исполнения: алименты на содержание несовершеннолетних детей Александрова А.В., 12.12.2003 г.р., Александровой И.В., 31.05.2005 г.р. в размере 1/3 части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с 25.06.2015 и до совершеннолетия детей, с периодическими платежами: 2 в размере 1/3 дохода должника Александрова В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу взыскателя Майсейчук Н.А., вынес постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию) от 28.01.2022 и 15.02.2022.
Данные сведения подтверждаются расписками о получении денежных средств в счет уплаты алиментов Александрова В.В. от 12.12.2021, 05.03.2022, 10.03.2021, 15.05.2022, 10.08.2022, 22.08.2021, а также выпиской из истории выплат за период с 01.01.2020 по 30.11.2022 государственного учреждения – отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, справкой от 26.04.2023 о выплатах с января 2021 по май 2023 гг.
В соответствии со справкой Усть-Кутского института водного транспорта- филиал ФГБОУ ВО «Сибирского государственного университета водного транспорта» от 14.12.2022 № 1/652 Александров А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 01.09.2020 по 30.06.2021 обучается на 3 курсе на очной форме обучения по основным образовательным программам, по специальности «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики, на бюджетной основе. С 25.04.2022 по 19.07.2022 проходил учебную практику в ООО «Верхнеленское речное пароходство». Государственная академическая стипендия за ноябрь 2022- 1 794 рубля.
Как следует из выписки о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Александрова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. от 17 ноября 2022 г. в разделе 1. Сведения о величине ИПК, его составляющих и стаже застрахованного лица, в графе период указан: II и III квартал 2022 г., указана сумма выплат, указана сумма начисленных страховых взносов на страховую пенсию, величина ИПК- 1,67, работодатель ООО «Верхнеленское речное пароходство».
Оценивая собранные по делу доказательства, учитывая конкретные обстоятельства дела, в том числе, что истец после достижения совершеннолетия и до смерти своего отца продолжал находиться на его иждивении, выплата стипендии с учетом ее размера не могла являться основным источником средств для существования истца, суд приходит к выводу о том, что доход, получаемый Александровым В.В. являлся основным и постоянным источником средств к существованию его сына, что с соблюдением иных обязательных условий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, перечисленных выше, дает истцу право на назначение страховой пенсии по потере кормильца. Прохождение истцом оплачиваемой производственной практики, не может являться основанием для отказа назначения пенсии по потере кормильца, поскольку получение данного дохода не являться постоянным источником средств к существованию истца и носит разовый характер.
На основании изложенного, суд, приходит к выводу, что требования истца о признании решения государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 13.10.2022 № 332736/22 незаконным, подлежат удовлетворению.
Пункт 3 части 5 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» устанавливает, что страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
На основании изложенного суд полагает необходимым обязать ответчика назначить Александрову А.В. страховую пенсию по потере кормильца с 10.09.2022.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Александрова Андрея Васильевича, паспорт № удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области от 13.10.2022 № 332736/22 об отказе Александрову Андрею Васильевичу в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области назначить Александрову Андрею Васильевичу, рожденному ДД.ММ.ГГГГ г. в гор. Усть-Куте Иркутской области, паспорт № страховую пенсию по случаю потери кормильца- отца Александрова Василия Владимировича, рожденного ДД.ММ.ГГГГ. в г. Усть-Куте Иркутской области, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Ответчик вправе подать в Усть-Кутский городской суд Иркутской области заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.В. Колесникова
Решение суда в окончательной форме принято 5 мая 2023 г.