Дело № 2-1345/2022
УИД 23RS0039-01-2022-001948-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 19 декабря 2022 г.
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи: Богданова Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Яковлевой В.В.,
с участием:
прокурора Павловского района Краснодарского края Парпула В.В.,
представителя ответчика администрации Павловского сельского поселения Павловского района Яценко Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Павловского района Краснодарского края к Администрации Павловского сельского поселения муниципального образования Павловский район об устранении нарушений об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павловского района Краснодарского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Павловского сельского поселения муниципального образования Павловский район об устранении нарушений об охране окружающей среды и просит суд обязать администрацию Павловского сельского поселения муниципального образования Павловский район (ИНН: №, ОГРН №) освободить земельный участок с кадастровым номером № со стороны <адрес> и <адрес> от отходов производства и потребления. Установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в ходе мониторинга земель Павловского сельского поселения выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды в действиях должностных лиц администрации Павловского сельского поселения.
ДД.ММ.ГГГГ мониторингом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № распоряжение которым осуществляет администрация Павловского сельского поселения, расположены места складирования отходов производства и потребления, веток.
Указанный земельный участок администрации поселения принадлежит на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для внесения главе сельского поселения представления от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам рассмотрения указанного представления, администрацией поселения подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
Изучение ответа в прокуратуре района показало, что органом власти приняты меры по устранению нарушений закона, земельный участок от отходов должен быть освобожден до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статей 1, 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов.
Указанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор Павловского района Краснодарского края Парпула В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просил удовлетворить исковые требования прокурора.
Представитель ответчика Администрации Павловского сельского поселения муниципального образования Павловский район Яценко Л.С. в судебном заседании просила вынести законное и обоснованное решение, возражений против исковых требований прокурора не выразила.
Выслушав доводы участников процесса, оценив представленные доказательства и, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Павловского района Краснодарского края к Администрации Павловского сельского поселения муниципального образования Павловский район об устранении нарушений об охране окружающей среды, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу требований ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы
производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормами ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
В соответствии с п.п. 1.2, 2.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» соблюдение санитарных правил и норм является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.
В п.п. 4.13, 7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
определено, что несанкционированные свалки отходов - это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанностью собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, является не допущение загрязнения, истощения, деградации, почвы, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Положениями ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером № администрации поселения принадлежит на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ мониторингом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № распоряжение которым осуществляет администрация Павловского сельского поселения, расположены места складирования отходов производства и потребления, веток.
В целях устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой района подготовлено и внесено ДД.ММ.ГГГГ представление, адресованное главе сельского поселения.
По результатам рассмотрения указанного представления, администрацией поселения подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №,согласно которого администрацией Павловского сельского поселения приняты меры по устранению нарушений закона, земельный участок от отходов должен быть освобожден до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии ответчиком к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования, что создает реальную угрозу интересам неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора Павловского района Краснодарского края к администрации Павловского сельского поселения муниципального образования Павловский район об устранении нарушений об охране окружающей среды подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 45, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░: №, ░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 25.01.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.