№16-65/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 24 декабря 2019 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитников ФИО3 и ФИО2, действующих в интересах Главы муниципального образования «<адрес>» Топорова О.Г., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №1 Майкопского района Республики Адыгея от 15 июля 2019 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы муниципального образования «<адрес>» Топорова О.Г.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Майкопского района Республики Адыгея от 15 июля 2019 года Топоров О.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 августа 2019 года постановление мирового судьи судебного участка №1 Майкопского района Республики Адыгея от 15 июля 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитники ФИО3 и ФИО2, действующие в интересах Главы муниципального образования «<адрес>» Топорова О.Г. ставят вопрос об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что имеются предусмотренные законом основания для признания постановления от 21 июня 2019 года в отношении Топорова О.Г. по части 2 статьи 19.9 КоАП РФ, недопустимым доказательством по рассматриваемому делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев жалобу в пределах заявленных доводов, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 19.9 КоАП РФ Удовлетворение должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного или лесного участка либо водного объекта, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с абзацем 4 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу положений части 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В соответствии со статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой ЗК РФ.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ, согласно которой, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании % соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Исходя из положений пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно пункта 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или. юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с х заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 вышеназванной статьи.
Как следует из вышеуказанных норма закона, перераспределение земель является одним из случаев предоставления земельных участков, так как в результате указанного перераспределения образуются новые объекты земельных правоотношений, предоставляемые лицам.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Как следует из материалов дела, проведенными надзорными мероприятиями установлено, что главой МО «<адрес>» Топоровым О.Г., в нарушение вышеуказанных требований закона, удовлетворено заявление ФИО4 о перераспределении земельного участка, 17 апреля 2019 года, в адрес заявителя направлено письмо - согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с одновременным направлением проекта соответствующего соглашения.
К заявлению ФИО4 приобщена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером № от 29 марта 2019 года.
Из указанного документа установлено, что выписка содержала сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером № с земельным участком, имеющим кадастровый номер №, который отнесен законом к землям общего пользования, а именно к категории земель с видом разрешенного использования: «Для автомобильных дорог и их конструктивных элементов».
Изложенное позволяет сделать обоснованный вывод о том, что должностное лицо, удовлетворившее заявление ФИО4, было осведомлено о наличии препятствий к удовлетворению заявления о перераспределении земельного участка.
В последующем, а именно 29 мая 2019 года администрация муниципального образования МО «<адрес>» в лице главы МО «<адрес>» Топорова О.Г. заключила соглашение № о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № со ФИО4
Таким образом, в результате незаконного удовлетворения главой МО «<адрес>» заявления ФИО4 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 01:04:4900018:339 осуществлено фактическое предоставление в собственность гражданину земельного участка, занятого объектами общего пользования.
Факт совершения ФИО5 правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.9 КоАП РФ, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 июня 2019 года, заявлением ФИО4 о перераспределении земельного участка от 4 апреля 2019 года, копией ответа администрации МО «<адрес>» от 17 апреля 2019 года, копией соглашения от 29 мая 2019 года № о перераспределении земельного участка, копией выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, выпиской с официального сервиса Росреестра «Публичная кадастровая карта», картой-чертежом расположения земельного участка. Указанные доказательства оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Квалификация действий главы МО «<адрес>» Топорова О.Г. является правильной.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 19.9 КоАП РФ, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения главы МО «<адрес>» Топорова О.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.9 КоАП РФ, полагаю, что постановление мирового судьи судебного участка №1 Майкопского района Республики Адыгея от 15 июля 2019 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 августа 2019 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №1 Майкопского района Республики Адыгея от 15 июля 2019 года и решение судьи Майкопского районного суда Республики Адыгея от 30 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу защитников ФИО3 и ФИО2, действующих в интересах Главы муниципального образования «<адрес>» Топорова О.Г., – без удовлетворения.
Судья