ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
УИД № 63RS0040-01-2021-007808-26
№ 16-6589/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Макаровой Елены Николаевны на вступившие в законную силу постановление врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области № от 19 июля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 8 июня 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 4 августа 2022 года, вынесенные в отношении менеджера автомобильной заправочной станции № общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Макаровой Елены Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области № от 19 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 8 июня 2022 года, решением судьи Самарского областного суда от 4 августа 2022 года, Макарова Елена Николаевна (далее – Макарова Е.Н.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Макарова Е.Н. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Макаровой Е.Н. к административной ответственности) несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 221 СанПиН 2.1.3684-21 на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре. Поступление загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с пунктом 11.5 «ГОСТ Р 58404-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Станции и комплексы автозаправочные. Правила технической эксплуатации», утвержденного и введенного в действие приказом Росстандарта от 25 апреля 2019 года № 167-ст, сбор поверхностно-ливневых сточных вод обеспечивается со всей площади территории АЗС путем прокладки ливневой канализационной сети и создания соответствующих уклонов территории для направления стока в сторону ее лотков или колодцев. Лотки должны иметь уклон к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические затворы или затворы иного типа.
На основании пункта 11.6 данного ГОСТа, АЗС (кроме ПАЗС) должны быть оснащены очистными сооружениями. Исключение составляют АЗС, на которых проектной документацией предусмотрен вывоз загрязненных поверхностно-ливневых и хозяйственно-бытовых сточных вод на очистные сооружения сторонних организаций. Состав очистных сооружений и необходимое качество очистки производственных сточных вод обосновываются проектом с учетом места их локализации (сброса).
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО8 от 19 апреля 2021 года № осуществлена выездная плановая проверка, по результатам проведения которой составлен акт № от 18 июня 2021 года. Согласно акту на АЗС № ООО <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения: разрушение и загрязнение сборных ливневых лотков, загрязненные ливнестоки, как отходы производства и потребления, направлены по рельефу местности в общегородскую систему дождевой канализации без очистки.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом № об административном правонарушении от 12 июля 2021 года в отношении должностного лица - менеджера АЗС № ООО <данные изъяты> Макаровой Е.Н.; распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области ФИО9 № от 19 апреля 2021 года; актом проверки № от 18 июня 2021 года; предписанием об устранении административных правонарушений № от 18 июня 2021 года; должностной инструкцией от 28 мая 2018 года №; приказом о переводе работника от 28 мая 2018 года № и иными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности Макаровой Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Макаровой Е.Н. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения Макаровой Е.Н. к административной ответственности соблюден.
Довод жалобы о том, что все образуемые на территории АЗС № ливневые воды собираются в специальных емкостях и сдаются в рамках действующего договора от 2 октября 2020 года, заключенного между ООО <данные изъяты> и ООО <данные изъяты>, как сточные воды, не отходы, отклоняется, так как не имеет правового значения и не исключает вину в совершении вменённого административного правонарушения.
Должностным лицом и судебными инстанциями установлено, что разрушение и загрязнение сборных ливневых лотков, свидетельствует о том, что загрязненные ливнестоки, как отходы производства и потребления, направлены не в специальные емкости, а по рельефу местности в общегородскую систему дождевой канализации без очистки.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Макаровой Е.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Макаровой Е.Н. в пределах санкции части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление врио руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области № от 19 июля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 8 июня 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 4 августа 2022 года, вынесенные в отношении менеджера автомобильной заправочной станции № общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> Макаровой Елены Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Макаровой Елены Николаевны - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов