№ 16-1281/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 31 марта 2022 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Левкина С.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 2 февраля 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 5» (далее – ГБУЗ «Городская поликлиника № 5», учреждение) Левкина Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 года, главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 5» Левкин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Левкин С.В. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Левкина С.В. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
На основании статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктами 12.1, 12.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65 (далее- СП 3.1/3.2.3146-13), о каждом случае инфекционной (паразитарной) болезни, носительства возбудителей инфекционной (паразитарной) болезни или подозрения на инфекционную (паразитарную) болезнь, а также в случае смерти от инфекционной (паразитарной) болезни медицинские работники медицинских, образовательных, оздоровительных и других организаций, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, обязаны в течение 2 часов сообщить по телефону, а затем в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) представить экстренное извещение в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения). Ответственными за полноту, достоверность и своевременность учета инфекционных и паразитарных заболеваний, а также оперативное и полное сообщение о них в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, руководители медицинских, оздоровительных, образовательных и других организаций, выявившие больного.
В настоящее время аналогичные требования закреплены в пункте 24 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 4.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения главного врача ГБУЗ «Городская поликлиника № 5» Левкина С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о допущенных им нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих – новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно: 3 октября 2020 года К.Е.М. обратилась в ГБУЗ «Городская поликлиника № 5» с положительным результатом ПЦР-исследования на коронавирусную инфекцию - COVID-19 от 2 октября 2020 года. Согласно записям амбулаторной карты от 3 октября 2020 года, К.Е.М. была внесена в федеральный регистр больных COVID-19, однако, главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 5», являясь ответственным за направление в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор экстренных извещений о случаях инфекционной болезни, обладая информацией о случае заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019), не сообщил в течение 2 часов по телефону и не представил в течение 12 часов в письменной форме (или по каналам электронной связи) экстренное извещение о случае инфекционной болезни в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2-3), копией обращения К.Е.М. в Роспотребнадзор (л.д.4), ответом главного врача ГБУЗ «Городская поликлиника № 5» Левкина С.В. (л.д.25), выпиской из медицинской карты амбулаторного больного К.Е.М. (л.д.76-77), приказом о назначении главного врача ГБУЗ «Городская поликлиника № 5» (л.д.28), копией журнала регистрации экстренных сообщения (л.д.31-33), копией лабораторного анализа К.Е.М. (л.д.34) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Левкина С.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Утверждения заявителя о том, что он не является субъектом административного правонарушения, так как результаты исследования обнаружены ГУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 2» несостоятельны.
Согласно пункту 9.2 СП 3.1/3.2.3146-13 выявление больных и носителей осуществляется при всех видах оказания медицинской помощи, а также при проведении периодических и предварительных при поступлении на работу профилактических медицинских осмотров; медицинских осмотров в период реконвалесценции или диспансеризации; медицинского наблюдения за лицами, общавшимися с больным или носителем; подворных (поквартирных) обходов; медицинских осмотров отдельных групп населения по эпидемическим показаниям; лабораторных исследований биологических материалов от людей.
Следовательно, после обращения К.Е.М. в ГБУЗ «Городская поликлиника № 5» за оказанием медицинской помощи в связи с положительным результатом теста на коронавирусную инфекцию, Левкин С.В., являясь руководителем медицинского учреждения, то есть лицом ответственными за полноту, достоверность и своевременность учета инфекционных и паразитарных заболеваний, а также оперативное и полное сообщение о них в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан был сообщить информацию в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту выявления больного (независимо от места его нахождения).
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Левкина С.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Административное наказание назначено Левкину С.В. в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 2 февраля 2021 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 21 июля 2021 года, вынесенные в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 5» Левкина Сергея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Левкина С.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Рыжова Л.А. № 5-165/2021
судья областного суда Сукачев Д.Ю. № 07п-429/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-7042/2021, 16-1281/2022