гражданское дело № 2-287/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Абаза 30 октября 2023 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего – судьи Абумова В.Ю. при секретаре судебного заседания Мазановой А.С. с участием:
истца Морозовой Н.А.,
представителя ответчика ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» Гровер Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Морозовой Надежды Алексеевны к Государственному бюджетному учреждению Республики Хакасия «Абазинский психоневрологический интернат» о признании незаконным приказа о дисциплинарном взыскании, отмене дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
истцом указано, что по результатам проверки, проведенной Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок РХ в письме № 240-480-ДБ от 06.06.2023, направленном в адрес Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия, указаны нарушения в сфере закупок, выявленные в ходе проведения мониторинга закупок в период 2022-2023 гг. для ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат».
Приказом директора от 14.06.2023 № 3-н «О применении дисциплинарного взыскания» к специалисту по закупкам Морозовой Н.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора в связи с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, возложенных должностной инструкцией: не надлежащее исполнение трудовых обязанностей, возложенных инструкцией, не применение мер ответственности к поставщикам услуг по выставлению неустойки, нарушение сроков размещения платежных документов в ЕИС.
Истец с дисциплинарным взысканием не согласен, приказ о дисциплинарном взыскании считает незаконным. Письмо № 240-480-ДБ от 06.06.2023 носит информационный характер. Приказ о дисциплинарном взыскании подлежит отмене, т.к. не соблюдена процедура применения дисциплинарного взыскания, наказание необоснованно, несоразмерно. Истец надлежащим образом исполняет трудовые обязанности, дисциплинарные взыскания не имеет.
Истец указывает, что в должностные обязанности специалиста по закупкам входят прямые обязанности по принятию решений о времени, сроках оплаты по выставленным счетам организаций, принятие самостоятельных решений о применении штрафных санкций к исполнителям по контрактам. В п. 1 должностной инструкции специалиста по закупкам, указанная должность отнесена к категории специалистов и подчинена директору, в связи с этим принятие решений по вышеуказанным вопросам относится к компетенции директора.
Просит признать приказ от 14.06.2023 № 3-н ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» незаконным и отменить дисциплинарное взыскание.
В судебном заседании истец Морозова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Гровер Т.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В отзыве на исковое заявление и дополнении к нему указала, что 09.06.2023 в адрес ответчика поступило письмо Госкомзакупа Хакасии от 06.06.2023 № 240-480-ДБ, в котором изложены результаты мониторинга проведения закупок для нужд ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» с требованием принять меры по недопущению нарушений законодательства о контрактной системе и привлечении должностных лиц к ответственности в связи с выявленными нарушениями при осуществлении закупок для нужд ответчика.
09.06.2023 специалист по закупкам Морозова Н.А. представила пояснение по выявленным нарушениям и объяснительную записку, в которой частично признала свою вину, указав, что все замечания по составлению контракта учтены.
14.06.2023 приказом № 3-н «О применении дисциплинарного взыскания» к Морозовой Н.А. применена мера дисциплинарного взыскания в виде выговора. Приказ о дисциплинарном взыскании издан в соответствии с действующим трудовым законодательством, дисциплинарное взыскание применено с учетом тяжести совершенного проступка.
В соответствии с ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее ФЗ-44) заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Приказом от 02.12.2021 № 428-лс специалист по закупкам Морозова Н.А. назначена контрактным управляющим.
Из личной карточки работника, Морозовой Н.А. следует, что в сентябре-октябре 2022 года истец прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд».
При привлечении контрактного управляющего к дисциплинарной ответственности работодатель (заказчик) должен руководствоваться трудовым законодательством. Законодательство о контрактной системе не содержит особенностей дисциплинарной ответственности контрактного управляющего. Контрактный управляющий руководит процессом закупочной деятельности, процедурами определения поставщика и несет за свои действия ответственность как должностное лицо.
Согласно абз. 10 п. 4.3, абз. 5 п. 4.6 должностной инструкции специалиста по закупкам организация осуществления оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, входят в обязанности специалиста по закупкам.
Выявлены нарушения сроков размещения платежных документов в ЕИС и применения типовых форм контрактов.
В соответствии с п. 15 Правил разработки типовых контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606, заказчики обязаны применять типовые контракты по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативных правовых актов, утвердивших такие типовые контракты. Случаи, когда типовые контракты могут не применяться заказчиками, установлены в п. 18 настоящих Правил.
В п. 7 указанных Правил указано, что разрабатываемые проекты типовых контрактов состоят из постоянной части, которая не подлежит изменению, а также переменной части, предусматривающей возможность выбора одного или нескольких вариантов условий из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий, а также возможность внесения информации об условиях конкретной закупки, содержаний таких условий и порядке определения такого содержания.
За неприменение типовых контрактов предусмотрена административная ответственность.
При исполнении контракта на поставку угля марки ДПК на первое полугодие 2022 года нарушены сроки размещения платежных документов в ЕИС. По актам приемки № 18, 19 от 01.04.2022 оплата произведена 31.03.2022, платежные поручения размещены от 21.04.2022; по акту приемки № 20 от 05.04.2022 оплата произведена 06.04.2022, платежное поручение размещено 25.04.2022; по акту приемки № 22 от 07.04.2022 оплата произведена 08.04.2022, платежное поручение размещено 20.04.2022.
За несвоевременное размещение документов предусмотрена административная ответственность.
Ответчик при изучении доводов, изложенных в письме Госкомзакупа Хакасии от 06.06.2023 № 240-480-ДБ, объяснительных Морозовой Н.А., установил все обстоятельства, достаточные для привлечения Морозовой Н.А. к дисциплинарной ответственности. Выбор вида дисциплинарного наказания является правом работодателя, с учетом тяжести проступка и обстоятельств его совершения.
Проанализировав факты, указанные в приказе о неисполнении истцом должностных обязанностей, сопоставляя их с должностной инструкцией специалиста по закупкам и письмом Госкомзакупа Хакасии от 06.06.2023 № 240-480-ДБ, оценив доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину, соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).
Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Данному праву соотносится обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (ст. 193 ТК РФ).
26.02.2015 между ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» и Морозовой Н.А. заключен трудовой договор № 402, Морозова Н.А. принята на должность начальника отдела контрактной службы. В указанный договор вносились различные изменения, в т.ч. 02.12.2021.
Приказом о приеме работника на работу № 14-к от 26.02.2015 Морозова Н.А. принята на должность начальника отдела контрактной службы.
Приказом о переводе работника на другую работу № 428-лс от 01.12.2021 Морозова Н.А. переведена с должности начальника отдела контрактной службы на должность специалиста по закупкам.
Правилами внутреннего трудового распорядка ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» установлено, что перечень обязанностей (работ), которые выполняет каждый работник по своей должности, определяется должностными инструкциями, составленными с учетом положений квалификационного справочника должностей, единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (раздел 3).
Дополнительным соглашением от 02.12.2021 об изменении условий трудового договора № 402 от 26.02.2015, должностной инструкцией специалиста по закупкам ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» (далее – Инструкция) определены обязанности работника, занимающего указанную должность.
В пп. 4.2 инструкции указано, что данный специалист в рамках трудовой функции по подготовке закупочной документации осуществляет:
- формирование описания объекта закупки;
- формирование требований, предъявляемых к участнику закупки;
- формирование порядка оценки участников;
- формирование проекта контракта;
- составление закупочной документации;
- подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;
- осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры;
- осуществление организационно технического обеспечения деятельности закупочных комиссий;
- осуществление мониторинга поставщиков и заказчиков в сфере закупок.
В пп. 4.6 инструкции указано, что в рамках трудовой функции по экспертизе результатов закупок, приемке контракта, специалист по закупкам осуществляет:
- получение информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в т.ч. о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
- организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контракта и создание приемочной комиссии;
- привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги;
- взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;
- применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, в т.ч. организация включения в реестр недобросовестных поставщиков;
- проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в т.ч. о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Уставом ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» установлены функции и обязанности директора Учреждения, в т.ч. в пределах, установленных законом и Уставом, заключает договоры.
Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется Правилами внутреннего трудового распорядка учреждения (раздел 7 Коллективного договора ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат»).
Работники учреждения несут ответственность за совершение дисциплинарных проступков, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (п. 8.1 Правил)
Дисциплинарные взыскания применяются работодателем непосредственно за обнаружение проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (п. 8.4 Правил).
Дисциплинарные взыскания применяются приказом директора Учреждения, к приказу должны быть приложены объяснения работника, акты, справки, подтверждающие факт правонарушения и виновность конкретного работника (п. 8.5 Правил).
При применении взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника (п. 8.6 Правил).
Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в т.ч. реализации планов-графиков (ч. 1 ст. 97 ФЗ-44).
Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (чч. 3, 4 ст. 97 ФЗ-44).
В соответствии с п. 1.1 Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 № 630 (далее – Положение), Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее – Госкомитет) является исполнительным органом Республики Хакасия, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок, организации мониторинга закупок, по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Республики Хакасия.
Согласно пп. 2.1.2.1 Положения в сфере организации мониторинга закупок Госкомитет осуществляет полномочия по сбору, обобщению, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в т.ч. о реализации планов-графиков закупок, о заключении и исполнении контрактов.
По результатам проведенного мониторинга закупок Госкомитет подготавливает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Хакасия о контрактной системе в сфере закупок; направляет информацию в уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган Республики Хакасия в целях осуществления контрольных мероприятий в отношении государственных и муниципальных заказчиков (пп. 2.1.2.2.)
Госкомитет обеспечивает соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок (пп. 2.1.3.6.)
Согласно пп. 2.2.2. Порядка взаимодействия государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 № 630 (далее – Порядок взаимодействия) Госкомитет вправе осуществлять проверку заявки заказчика и входящих в ее состав документов и информации на предмет их соответствия требованиям законодательства о контрактной системе.
06.06.2023 Государственным комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия в адрес Министра труда и социальной защиты Республики Хакасия направлено письмо № 240-480-ДБ о результатах мониторинга закупок ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» за 2022-2023 года, по результатам которого выявлен ряд нарушений в контрактах и аукционах за 2022 год, в т.ч.:
1) в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту частей зданий (извещение на официальном сайте ЕИС № 0380200000122003005) – в ходе исполнения контракта заключено дополнительное соглашение на увеличение срока выполнения работ с 40 до 100 дней, однако, в данном случае увеличение срока возможно только до 80 дней при отсутствии неоплаченных неустоек, начисленных подрядчику.
Дополнительным соглашением срок выполнения работ установлен 04.10.2022, однако, по документу о приемке работ сроком их сдачи является 06.12.2022. Документ о приемке подписан сторонами 19.12.2022. Неустойки подрядчику не выставлены.
Дополнительное соглашение к контракту не содержит надлежащее обоснование.
2) в электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту входных групп (извещение на сайте ЕИС № 0380200000122002956) – в ходе исполнения контракта заключено дополнительное соглашение на увеличение срока выполнения работ с 40 до 100 дней, однако, в данному случае увеличение срока возможно только до 80 дней при отсутствии неоплаченных неустоек, начисленных подрядчику.
Дополнительным соглашением срок выполнения работ установлен 08.10.2022, однако по документу о приемке работ сроком их сдачи является 28.10.2022. Документ о приемке подписан сторонами 08.11.2022. Неустойки подрядчику не выставлены.
Дополнительное соглашение к контракту не содержит надлежащее обоснование.
3) в электронном аукционе на поставку угля марки ДПК на первое полугодие 2022 года (извещение на сайте ЕИС № 0380200000122000045) – выявлены нарушения порядка поставки товара (не указаны сроки поставок), нарушены сроки размещения платежных документов в ЕИС.
В контрактах и аукционах за 2023 год выявлены нарушения, в т.ч.:
в электронном аукционе на поставку ноутбуков (извещение на официальном сайте ЕИС № 0380200000123002137) – не применен типовой контракт;
в электронном аукционе на поставку утюгов электрических бытовых (извещение на официальном сайте ЕИС № 0380200000123001873) – не применен типовой контракт;
в электронном аукционе на поставку холодильников бытовых (извещение на официальном сайте ЕИС № 0380200000123001772) – не применен типовой контракт;
в электронном аукционе на поставку коляски инвалидной с электроприводом (извещение на официальном сайте ЕИС № 0380200000123001747) – не применен типовой контракт;
в электронном аукционе на поставку машин стиральных бытовых (извещение на официальном сайте ЕИС № 0380200000123001389) – не применен типовой контракт.
Изложена просьба о принятии мер по недопущению нарушений законодательства о контрактной системе, о привлечении к ответственности должностного лица, допустившего вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе.
Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия осуществляет отдельные полномочия и функции учредителя ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» (п. 1.5 Устава ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат»).
Письмо Госкомзакупа Хакасии № 240-480-ДБ от 06.06.2023 с резолюцией первого заместителя министра труда и соцзащиты Хакасии получено ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» 09.06.2023
09.06.2023 от специалиста по закупкам Морозовой Н.А. на имя директора ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» поступили объяснительная и пояснения по факту выявленных нарушений.
Резолюцией руководителя ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» на пояснении Морозовой Н.А. отделу кадров поручено издать приказ об объявлении выговора, проведении обучения по противодействию коррупции, проведению хронометража рабочего места.
Приказом № 3-н от 14.06.2023 «О применении дисциплинарного взыскания» на основании ст. 192 ТК РФ и Правил внутреннего трудового распорядка ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» к специалисту по закупкам Морозовой Н.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, возложенных должностной инструкцией специалиста по закупкам.
Основанием для вынесения приказа указаны: письмо Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок РХ от 06.06.2023 № 240-480-ДБ, объяснительная записка Морозовой Н.А. от 14.06.2023.
На приказе Морозовой Н.А. сделана собственноручная запись о несогласии с приказом, датированная 14.06.2023, с подписью.
В данном случае днем обнаружения дисциплинарного проступка будет считаться дата получения письма Госкомзакупа Хакасии с резолюцией первого заместителя министра труда и соцзащиты Хакасии – 09.06.2023; работодателем отобрано от Морозовой Н.А. объяснение 09.06.2023; издан приказ о наложении дисциплинарного взыскания 14.06.2023, с которым Морозова Н.А. ознакомлена 14.06.2023 (третий рабочий день).
Истцу при привлечении к дисциплинарной ответственности работодателем вменены в период 2022-2023 годы нарушения при проведении закупочных мероприятий пп. 4.2 п. 4 инструкции – подготовка закупочной документации без применения типовых форм контракта; пп. 4.6 п. 4 инструкции – не применены меры ответственности при нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, нарушении сроков исполнения контракта (по контрактам по капитальному ремонту №№ 18.2022, 20.2022 подрядчику не выставлены неустойки, дополнительные соглашения к контрактам не содержат надлежащего обоснования; пп. 4.3. п. 4 инструкции – нарушены сроки размещения платежных документов в ЕИС.
В объяснении и пояснении от 09.06.2023 Морозова Н.А. указывает, что по электронным аукционам на поставку угла марки ДПК на второе полугодие 2022 года, по капитальному ремонту систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, учтены все замечания по составлению контракта, произведены исправления в типовых контрактах.
По электронным аукционам на выполнение работ по капитальному ремонту частей зданий, по капитальному ремонту входных групп, с руководителем были согласованы условия дополнительных соглашений по увеличению срока исполнения работ, сроки продлены в соответствии с постановлением Правительства № 680 от 16.04.2022. По электронному аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту частей зданий неустойки не начислялись по указанию руководителя, по электронному аукциону по капитальному ремонту входных групп начислены неустойки, но по согласованию с руководителем не размещены в ЕИС.
В контрактах за 2023 год применен типовой контракт с исправлением нарушений, условия контрактов приведены в соответствие с ФЗ-44.
Специалист по закупкам осуществляет работу по двум федеральным законам о закупках, последнее обучение проходил в 2021 году за свой счет.
По поводу нагрузки и проведению хронометража неоднократно доводилась информация до руководства.
При переводе на должность специалиста по закупкам, ей было обещано, что помощь в этой работе будет осуществлять экономист, но такой помощи не поступает. Из-за нагрузки она неоднократно обращалась к руководителю с заявлениями о переводе на другую должность, но ей было отказано.
В судебном заседании истец не оспаривал нарушения по применению типовых контрактов, указанные в письме Госкомзакупа Хакасии, что также отражено в его объяснении и пояснении от 09.06.2023. Имеющиеся нарушения в контрактах исправлены до применения дисциплинарного взыскания.
В ходе судебного рассмотрения дела установлено следующее.
Дипломами о профессиональной переподготовке № от 05.10.2016, № от 27.12.2017 подтверждено присвоение Морозовой Н.А. квалификации специалист в сфере закупок.
В личной карточке работника Морозовой Н.А. в разделе повышение квалификации указаны периоды обучения с 21.09.2022 по 12.10.2022 в ООО «Контрактная система Сибирь», с 16.06.2023 по 23.06.2023 в Хакасском центре охраны труда по виду повышения квалификации – противодействие коррупции в закупках.
Договором № 06/09 об оказании образовательных услуг по программе профессиональной переподготовки от 21.09.2022, заключенным между Морозовой Н.А. и ООО «Контрактная система Сибирь» определен порядок предоставления и оплаты образовательных услуг по курсу повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Оплата услуг произведена заказчиком.
Приказом директора ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» № 13-лс от 19.01.2021 «О сокращении штата и утверждении штатного расписания» с 22.03.2021 контрактная служба ГБУ «Абазинский психоневрологический интернат» ликвидируется, сокращается должность начальника контрактной службы и исключается из штатного расписания.
В письме директора ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» № 14 от 19.01.2021 Морозовой Н.А. предложены вакантные должности по состоянию на 19.01.2021.
В заявлениях от 21.01.2021, 22.01.2021, Морозова Н.А просила рассмотреть вопрос о предоставлении ей вакантных должностей.
В письмах № 39 от 26.01.2021, № 38 от 26.01.2021, № 197 от 21.04.2021 Морозовой Н.А. даны ответы об отсутствии вакантных должностей.
Приказом директора ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» № 73-лс от 12.03.2021 отменен приказ № 64-лс от 26.02.2021 «О сокращении штата и утверждении штатного расписания.
В аналитическом отчете по результатам наблюдений за профессиональной деятельностью специалиста по закупкам с 26.06.2023 по 30.06.2023 ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» отражено, что основная деятельность специалиста по закупкам не превышает установленный трудовым договором режим работы, однако, у специалиста по закупкам отсутствуют регламентированные затраты времени на подготовку места к началу рабочего дня, в работе компьютера наблюдаются сбои, зависание программ и сбой в работе копировального оборудования, специалист принимает участие в работах, не учтенных в должностной инструкции (участие в совещаниях, составление отчетов).
В пп. 2.12 п. 12 должностной инструкции экономиста ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» установлена должностная обязанность экономиста по организации и проведению закупок учреждения в соответствии с действующим законодательством.
В пп. 4 п. 4 должностной инструкции экономиста установлена ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, установленных трудовым законодательством РФ.
Условиями контракта № 20.2022 от 04.07.2022 установлен срок выполнения работ с момента заключения контракта в течение 40 календарных дней, срок исполнения до 20.09.2023, условиями контракта № 18.2022 от 01.07.2022 указанный срок установлен с момента заключения контракта в течение 40 календарных дней, срок исполнения до 30.08.2022.
В разделе 4 контрактов № 20.2022, № 18.2022 определена обязанность подрядчика в трехдневный срок уведомлять заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения работ или иных, не зависящих от подрядчика, обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой работы (пп. 4.4.5.).
В разделе 7 тех же контрактов установлена ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение условий контракта.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (пп. 7.16 контрактов).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 ФЗ-44 изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в т.ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.
В письме ИП ФИО1 на имя директора ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» от 06.09.2022 указано, что в рамках реализации контракта № 20.2022 от 04.07.2022 возникла непредвиденная ситуация в виде задержки материала поставщиками в связи с повышением цен из-за введения антироссийских санкций. Исполнитель не может исполнить обязательства, указанные в контракте, по независящим от него причинам, считает указанные обстоятельства форс-мажором, просит продлить срок контракта до 30.10.2022.
Дополнительное соглашение от 08.09.2022 к контракту № 20.2022 от 04.07.2022 и дополнительное соглашение от 30.08.2022 к контракту № 18.2022 от 01.07.2022 не содержат в своих условиях обоснование причины продления сроков выполнения работ по контрактам.
Вышеуказанные контракты и дополнительные соглашения к ним подписаны со стороны заказчика ФИО2, со стороны подрядчика – ФИО1
Согласно ч. 3 ст. 103 ФЗ-44 в порядке, установленном в соответствии с ч. 6 настоящей статьи, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется информация, указанная в п.п. 10 и 11 ч. 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 103 ФЗ-44 порядок ведения реестра контрактов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила ведения реестра контрактов).
В силу пп. «в» п. 11 Правил ведения реестра контрактов в реестр подлежат включению следующие информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта):
- информация и документы об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги:
- платежный документ в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты; сумма оплаты контракта в соответствии с платежным документом.
Абзацем 4 пп. «б» п. 15 Правил ведения реестра контрактов установлено, что информация и документы, предусмотренные «б», «в» (в случае оплаты со счетов, открытых в кредитных организациях, а также, если информация о заказчике не подлежит размещению на едином портале бюджетной системы Российской Федерации), «г» - «з» п. 11, пп. «г» п. 12, пп. «б» и «в» п. 13 настоящих Правил, а также информация и документы, касающиеся контракта, заключенного без использования единой информационной системы, – не позднее 5-го рабочего дня со дня, следующего за днем подписания заказчиком документа, формируемого (составляемого) заказчиком и подлежащего включению в реестр, или за днем получения заказчиком информации или документа, формируемых (составляемых) иными лицами и подлежащих включению в реестр.
Условиями контракта № 17.2022 на поставку угля марки ДПК на I полугодие 2022 года, заключенного между ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» и индивидуальным предпринимателем ФИО3, определено, что поставщик обязуется передать в собственность заказчику уголь марки ДПК ежемесячно равными партиями до 30.06.2022. Цена контракта разделена на четыре этапа, три этапа оплачиваются в размере 177 564 рублей, четвертый этап оплачивается в размере 177 562 рублей 02 копеек. Дополнительным соглашением от 04.03.2022 к указанному контракту стороны определили сроки исполнения контракта: с момента заключения контракта до 21.07.2022, 1 этап – 30.03.2022, 2 этап – 30.04.2022, 3 этап – 30.05.2022, 4 этап – 21.07.2022, в части неисполненных обязательств – до полного их исполнения.
Платежными поручениями № 278145 от 31.03.2022 по товарной накладной № 18 от 18.03.2022, № 278144 от 31.03.2022 по товарной накладной № 19 от 22.03.2022 ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» произведены оплаты в размере 177 564 рублей.
По платежному поручению № 278145 от 31.03.2022 заявка на кассовый расход подана 30.03.2022, по платежному поручению № 278144 от 31.03.2022 заявка на кассовый расход подана 30.03.2022 (выписка из лицевого счета бюджетного учреждения № 20806U71150 от 31.03.2022).
Платежные поручения впервые созданы и поданы на размещение в ЕИС 01.04.2022, размещены 06.04.2022.
Повторно платежные поручения созданы и поданы на размещение в ЕИС 21.04.2022, размещены 25.04.2022 (сведения из ЕИС).
Платежными поручениями № 304086 от 06.04.2022 по товарной накладной № 20 от 04.04.2022, № 316501 от 08.04.2022 по товарной накладной № 22 от 07.04.2022 ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» произведены оплаты в размере 177 564 рублей и 177 562 рублей 01 копейки.
По платежному поручению № 304086 от 06.04.2022 заявка на кассовый расход подана 05.04.2022, по платежному поручению № 316501 от 08.04.2022 заявка на кассовый расход подана 07.04.2022 (выписки из лицевого счета бюджетного учреждения № 20806U71150 от 08.04.2022, № 20806U71150 от 06.04.2022).
Платежное поручение № 304086 от 06.04.2022 впервые создано и подано на размещение в ЕИС 07.04.2022, размещено 12.04.2022, платежное поручение № 316501 от 08.04.2022 создано и подано на размещение в ЕИС 11.04.2022, размещено 14.04.2022.
Повторно платежное поручение № 316501 от 08.04.2022 создано и подано на размещение 15.04.2022, размещено 20.04.2022.
Платежное поручение № 304086 от 06.04.2022 повторно создано и подано на размещение в ЕИС 21.04.2022, размещено 25.04.2022 (сведения из ЕИС).
Проверяя вмененные Морозовой Н.А. факты неисполнения своих должностных обязанностей, указанные в письме, оспариваемом приказе, суд исходит из того, что в спорных правоотношениях именно работодатель обязан представить суду доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении истцом должностных обязанностей, которые ему вменяются в качестве основания для вывода о неудовлетворительности результатов его работы, а также соблюдение работодателем установленного законодательством порядка привлечения работника к дисциплинарному взысканию.
Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке. Бремя доказывания факта совершения работником дисциплинарного проступка лежит на работодателе.
Работодателем вменено истцу такое нарушение, как подготовка закупочной документации без применения типовых форм контракта, истцом данный факт не оспаривался, однако, истец указал на исправление нарушений в ходе расследования дисциплинарного проступка.
При этом оспариваемый приказ не содержит конкретизированной формулировки дисциплинарного проступка, мотивированного вывода о последствиях данного проступка для Учреждения, из которого можно установить тяжесть дисциплинарного проступка, период его совершения, а также не учтено устранение истцом выявленных нарушений в ходе дисциплинарного расследования и последствий в виде фактического исполнения контрактов без нарушения их сроков.
Такие нарушения, как неприменение мер ответственности при нарушении подрядчиком условий контрактов № 18.2022 от 01.07.2022, № 20.2022 от 04.07.2022, нарушение сроков исполнения этих контрактов, отсутствие в дополнительных соглашениях к контрактам надлежащего обоснования, также не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Стороной ответчика не оспаривался факт того, что в устной форме специалист по закупкам Морозова Н.А. согласовала с работодателем неприменение неустойки по контракту № 18.2022, а также по устному согласованию с работодателем не разместила в ЕИС сведения о применении неустойки к подрядчику по контракту № 20.2022.
Сторонами контрактов № 18.2022, № 20.2022 являются ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» в лице директора ФИО2 и индивидуальный предприниматель ФИО1, из чего следует, что меры ответственности к подрядчику за нарушение условий контрактов должен был применять директор Учреждения либо по его распоряжению какое-либо должностное лицо Учреждения. Доказательств поручения истцу применения к подрядчику мер за нарушение условий контрактов ответчиком суду не представлено.
Применение штрафных санкций к подрядчику является правом заказчика, а не обязанностью.
Письмо индивидуального предпринимателя ФИО1 о продлении срока контракта № 20.2022 направлено на имя директора Учреждения, дополнительное соглашение к данному контракту о продлении срока подписано директором Учреждения, что свидетельствует о согласовании сторонами условий данного соглашения.
В нарушение ст. 193 ТК РФ не учтены сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности не указаны даты совершения работником дисциплинарного проступка, отражен только общий период выявленных нарушений (если бы такой проступок нашел свое подтверждение).
Вмененное истцу нарушение сроков размещения платежных документов в ЕИС не нашло своего подтверждения, из представленных суду доказательств не усматривается вина истца в несвоевременном размещении сведений. Формулировка нарушения, изложенная в приказе о наказании, явно не соответствует фактическим обстоятельствам.
В нарушение ст. 193 ТК РФ не учтены сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности. В приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности не указаны даты совершения работником дисциплинарного проступка, отражен только общий период выявленных нарушений (если бы такой проступок нашел свое подтверждение).
Из исследованных судом документов следует, что в ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» обязанности по организации и проведению закупок Учреждения возложены на двух должностных лиц (специалиста по закупкам и экономиста), что не учтено работодателем при проведении дисциплинарного расследования.
Необходимость установления вины работника в совершении конкретного дисциплинарного проступка при привлечении его к дисциплинарной ответственности является обязательным условием наступления таковой. В свою очередь вина характеризуется умыслом либо неосторожностью.
Проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а тем более не может выражаться в механическом перенесении (копировании) перечисленных в письме уполномоченного органа нарушений, находящихся на рассмотрении работодателя, в приказ о наложении дисциплинарного взыскания, а вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах, которые не подтверждены в установленном порядке, что не снимает с работодателя ответственность перепроверить выявленные нарушения либо оспорить их.
При указанных обстоятельствах ответчик обязан представить доказательства совершения истцом конкретных виновных действий, которые бы давали ему основания для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Суд приходит к выводу о недоказанности совершения истцом дисциплинарного проступка по формулировкам нарушений, изложенным в оспариваемом приказе.
Совершение дисциплинарного проступка является юридически значимым обстоятельством при привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельствами, которые требуется доказать при совершении дисциплинарного проступка, являются:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, возложенных на него в соответствии с трудовым законодательством, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовым договором;
- вина работника в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него трудовых обязанностей;
- неправомерность действий (бездействия) работника;
- наличие причинной связи между совершенными работником виновными и неправомерными действиями (бездействием) и нарушением или ненадлежащим исполнением возложенных на него трудовых обязанностей.
В связи с изложенным дисциплинарный проступок может быть определен как совершение работником виновного и неправомерного действия (бездействия), которое находится в причинной связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него с соблюдением требований законодательства трудовых обязанностей, а для принятия работодателем решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности необходимо установить обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, т.е. дату, время, место, существо события дисциплинарного проступка, допущенного работником.
В обжалуемом приказе отсутствует подробное описание места, времени, обстоятельств совершения Морозовой Н.А. дисциплинарного проступка, четкая и понятная для работника формулировка вины во вменяемом работодателем проступке, не конкретизировано, что относится к виновному неисполнению работником трудовых обязанностей и образует состав дисциплинарного проступка.
В приказе не указано, какие негативные последствия наступили в результате вышеуказанного для работодателя, насколько тяжелыми для Учреждения являются эти последствия (при условии, что они объективно имели место), что не позволяет прийти к выводу о соразмерности назначенного наказания.
Суд пришел к выводу, что отсутствие в оспариваемом приказе даты, времени, места совершения проступка не позволяет достоверно установить состав дисциплинарного проступка, совершение которого вменено истцу.
Доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду, представляются работодателем (п. 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Оспариваемый приказ не содержит оценки тяжести совершенного проступка и обстоятельств, при которых он был совершен, а также отсутствуют выводы об учете предшествующего поведения Морозовой Н.А., ее отношения к труду, которая, осуществляя свои трудовые обязанности с 26.02.2015, на момент привлечения к дисциплинарной ответственности не имела дисциплинарных взысканий, неоднократно поощрялась работодателем в виде выплаты премий и награждения почетными грамотами (выписка из приказа № 210-лс от 30.05.2023, выписка из приказа № 60-н от 27.05.2019, выписка из приказа № 440-лс от 05.10.2023, выписка из приказа № 208-лс от 30.05.2023, является председателем профсоюзной организации (письмо председателя ХПРГ РФ от 24.10.2023), не учтены доводы Морозовой Н.А. о нагрузке, хронометраж рабочего времени специалиста по закупкам проведен лишь после ее привлечения к дисциплинарной ответственности.
Судом усматривается явная поспешность и формальный подход работодателя в принятии решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности без проведения надлежащего расследования, сбора доказательств, опроса работников, исследования документов, сопоставления выявленных нарушений и фактических обстоятельств по их устранению.
В течение месячного срока по рассмотрению письма № 240-480-ДБ от 06.06.2023 работодатель мог и имел возможность надлежащей проверки его доводов, возможность их оспорить, не согласиться с ними, после чего принять законное и обоснованное решение о привлечении либо непривлечении работника к дисциплинарной ответственности.
Общие формулировки нарушений, отсутствие надлежащего расследования выявленных нарушений, несоблюдение установленного законом порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности не может быть признано судом, как законное основание для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого истцом приказа и незаконности применения дисциплинарного взыскания в виде выговора, в связи с чем дисциплинарное взыскание в виде выговора подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать приказ директора ГБУ РХ «Абазинский психоневрологический интернат» ФИО2 от 14.06.2023 № 3-н «О применении дисциплинарного взыскания» в отношении Морозовой Надежды Алексеевны незаконным и подлежащим отмене.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд.
Мотивированное решение принято 07 ноября 2023 года.
Председательствующий В.Ю. Абумов