УИД 05RS0031-01-2023-006849-12
Дело № 12-677/2023
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала 19 сентября 2023 года
Судья Ленинского районного суда г. Махачкалы Ершов Д.В.,
при секретаре Рагимове Т.Ш.,
с участием:
представителя лица привлекаемого к административной ответственности МБУ «Махачкала-1» - Гаджимагомедовой Г.Г., действующей на основании доверенности № 446 от 11.07.2023,
представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Рясного И.Ю., действующего на основании доверенности № 10 от 26.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио директора МБУ «Махачкала-1» Ахмедпашаева А.У., на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО № 05-2023-0/ПР/2-5/2 от 19.06.2023, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенного в отношении МБУ «Махачкала-1»
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО от 19.06.2023, МБУ «Махачкала-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Врио директора МБУ «Махачкала-1» Ахмедпашаев А.У., обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит суд его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, при привлечении МБУ «Махачкала-1» к административной ответственности не установлены все имеющие для дела обстоятельства, неправильно определен субъект и состав административного правонарушения. Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора не извещали МБУ «Махачкала-1» о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном производстве надлежащим образом. Также в постановлении указано в качестве отягчающего обстоятельства привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ постановлениями № 05-2022-0/ПР/1-58/1. Однако данное постановление решением Ленинского района г. Махачкалы от 30.01.2023 отменено. В связи с чем, правовых оснований для указания данных постановлений, в качестве отягчающего вину МБУ «Махачкала-1» обстоятельства, у Северо-Кавказского межрегионального управления не имелось.
В судебном заседании представитель лица привлекаемого к административной ответственности МБУ «Махачкала-1» - Гаджимагомедова Г.Г., доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, также пояснила что Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприродназора, сведения об извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и направлении постановления о назначении административного наказания не являются действительными, поскольку из представленного списка № 71 внутренних почтовых отправлений от 19.06.2023, невозможно определить, что именно направлялось в адрес МБУ «Махачкала-1», а также отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80097685031654, который приложен к представленным материалам дела, не подтверждает того, что именно обжалуемое постановление направлялось в адрес МБУ «Махачкала-1».
Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Рясной И.Ю., возражал против удовлетворения жалобы, просил постановление начальника отдела государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО № 05-2023-0/ПР/2-5/2 от 19.06.2023, в отношении МБУ «Махачкала 1» оставить без изменения, жалобу врио директора МБУ «Махачкала-1» Ахмедпашаева А.У., без удовлетворения, также пояснил, что представленные материалы дела суду, являются законными и соответствуют действительности.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При рассмотрении настоящего дела инспектором установлено, что в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых, коммунальных обработку отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Приказом Министерства природных ресурсов Республики Дагестан от 30.12.2021 № 354 муниципальному бюджетному учреждению «Махачкала-1» (далее - МБУ «Махачкала-l») присвоен статут регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Махачкалинской территориальной зоны. В соответствии с ч. 2.3.2 устава в обязанности МБУ «Махачкала-1» входит содержание мест (площадок) накопления ТКО и ликвидации несанкционированных свалок на внутри городской территории. Согласно протоколу об административном правонарушении УУП ОУУПиПДН ОП по Ленинскому району УМВД России по г. Махачкала ст. лейтенанта полиции Бушаев Р.К., 07.03.2023 в 06:40 минуты Муниципальное бюджетное учреждение «Махачкала-1» в лице директора Рагимова Ш.М., допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработки, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, а именно являясь ответственным лицом не осуществило работы по уборки твердых бытовых отходов по адресу г. Махачкала, по ул. Пушкина, 3, допустив нарушение ч. 1, ч. 2 ст. 13 ФЗ № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» и ст. 51 ФЗ № 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 26 ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с названной статьей.
Приказом Министерства природных ресурсов РД № 354 от 30.12.2021 МБУ «Махачкала-1» присвоен статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора по обращению с твердыми коммунальными отходами и заключено с ним соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Махачкалинской территориальной зоны, которая включает в себя следующие муниципальные образования: Шамильский район, Щунтинский район, Тляратинский район, Гунибский район, Чародинский район, Гергебильский район (за исключением с. Мурада), Унцукульский район (с. Аракани, с. Балахани, с. Бетли, с. Гимры, с. Зираян, с. Инквалита, с. Ирганай, с. Ишибури, с. Кахабросо, е. Колоб, с. Майланское, с. Моксох. с. Таратуд-Меэр, с. Унцукуль, с. Урчиаб, с. Хинтлимита, с. Цатаних, пгт.Шамилькала, с. Шудатута, с. Харачи), Левашинский район, Акушинский район (с. Аймалабек, с. Айникабмахи, с. Акуша, с. Алиханмахи, с. Аметеркмахи, с. Арассамахи, с. Ахсакадамаки, с. Байкатмахи, с. Балкар, с. Бергеннзи, с. Бикаламахи, с. Буккамахи, с. Бургимакмахи, с. Бургимахи, с. Бутри, с. Верхние Мулебки, с. Верхний Кавкамахи, с. Верхний Камкамахи, с. Верхний Каршли, с. Верхний Чиамахи, с. Гандарамахи, с. Ганшима, с. Геба, с. Герхмахи, с. Гинта, е. Гуладтымахи, с. Гумрамахи, с. Гуннамахи, с. Дубримахи, с. Зильмукмахи, с. Инзимахи, с. Кавкамахи, с. Каддамахи, с. Какмахи, с. Камкадамахи, с. Карашимахи, с. Карша, с. Кассагумахи, с. Кертукмахи, с. Кули, с. Куримахи, с. Куркаби, с. Куркимахи, с. Мути, с. Нижний Каршли, с. Нижний Чиамахи, с. Семгамахи, с. Танты, с. Тебекмахи, с. Узнимахи, с. Улучара, с. Ургубамахи, с. Урхучимахи, с. Усиша, с. Уцулимахи, с. Хажнимахи, с. Хенклакар, с. Церкимахи, с. Цуликана, с. Цундимахи, с. Цунимахи, с. Чанкаламахи, с. Чинимахи, с. Шинкбалакада, с. Шукты, с. Шумхримахи, с. Яраймахи), Сергокалинский район, Карабудахентский район (с.Агачаул, с. Губден, с. Джанга, с. Ленинкент, с. Аданак, кт. Ачи-Су, с. Гели, с. Гурбуки, с. Зеленоморск, с. Какамахи, с. Карабудахкент, пт. Манас, с. Манаскент, с. Параул, с. Сираги, с. Уллубийаул), Буйнакский район, г.о. Каспийск, г.о. Махачкала, Кумторкалинский район (с. Дахадаевка, с. Кормкаскала, с. Алмало, с. Темиргое, с. Учкент, пос. Тюбе). г.о. Буйнакск на срок с 30.12.2021 г. по 01.04.2022 г. года включительно.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 10 ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об отходах производства и потребления» операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными.
Согласно ч. 7, 8 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей, и определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Содержание территориальной схемы обращения с отходами определено Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130.
Исходя из положения п. 3 Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
В соответствии с п. 5 данных правил, территориальная схема включает, кроме прочего, следующие разделы: нахождение источников образования отходов; места накопления отходов; места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с абзацем 4 п. 2 Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130, «электронная модель территориальной схемы» - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.
Часть 4 ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом Минприроды РД от 29.12.2021 № 350 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Республики Дагестан» утверждена территориальная схема обращения с отходами Республики Дагестан том числе с твердыми коммунальными отходами.
Приказ № 350 с приложением к нему направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Дагестан и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан «www.mprdag.ru» «http://194.190.42.97:8080/».
Из вышеуказанной территориальной схемы обращения с отходами Республики Дагестан усматривается, что по адресу г. Махачкала, по ул. Пушкина, 3, (место совершения административного правонарушения) обозначено место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно отчету по зонам СКАУТ 07.03.2023 года в 06 часов 40 минут был произведен сбор ТКО, тогда как из протокола об административном правонарушении, и фото- таблице приложенной к материалам дела усматривается накопления ТКО в 07.03.2023 в 06 часов 40 минут.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения МБУ «Махачкала-1» административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и его вина в них подтверждаются собранными по делу доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении 05 ДА № 498461 от 25.03.2023;
- рапортом УУП ОУУП и ПДН ОП по Ленинскому району УВМД России по г. Махачкале Бутаева Р.К. от 07.03.2023;
- фото- таблицей площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- объяснением старшего юрисконсультанта МБУ «Махачкала 1» от 09.03.2023;
Вопреки доводам жалобы и в протоколе и в постановлении о назначении административного наказания объективная и субъективная сторона совершенного МБУ «Махачкала 1» административного правонарушения отражены надлежащим образом.
Совершенное МБУ «Махачкала 1» верно квалифицировано по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами дела. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Доводы представителя лица привлекаемого к административной ответственности МБУ «Махачкала-1», о несвоевременном уведомлении об извещении о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и составлении постановления о назначении административного наказания, являются недопустимыми, поскольку согласно представленным материалам дела, определение № 05-2023-0/ПР/2-5/1 от 08.06.2023 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес МБУ «Махачкала-1» своевременно, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80089985751714 согласно которому, указанное определение вручено адресату 14.06.2023.
Также постановление о назначении административного наказания № 05-2023-0/ПР/2-5/2 от 19.06.2023, направлено в адрес МБУ «Махачкала-1», что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80097685031654, а также списком № 71 внутренних почтовых отправлений от 19.06.2023, согласно которому, оспариваемое постановление вручено МБУ «Махачкала-1» 20.06.2023.
Представителем лица привлекаемого к административной ответственности МБУ «Махачкала-1» к жалобе приложен отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №80089985751721 и копия конверта, которые к материалам дела ни как не относятся, поскольку в указанном конверте направлялось определение № 05-2023-0/ПР/2-2/1 от 08.06.2023, которое относится к другому делу.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено, нормы материального права применены правильно.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Таким образом, совокупность вышеприведенных доказательств подтверждает вину МБУ «Махачкала 1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а доводы жалобы о незаконности постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО № 05-2023-0/ПР/2-5/2 от 19.06.2023 опровергаются материалами административного дела.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО № 05-2023-0/ПР/2-5/2 от 19.06.2023 и прекращения производства по делу, суд не находит,
решил:
Постановление начальника отдела государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по СКФО № 05-2023-0/ПР/2-5/2 от 19.06.2023, в отношении МБУ «Махачкала 1» оставить без изменения, жалобу врио директора МБУ «Махачкала-1» Ахмедпашаева А.У., без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ершов Д.В.