ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2059/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 апреля 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Лебедева Александра Николаевича на вступившее в законную силу постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2020 Лебедев А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Лебедев А.Н. просит отменить состоявшееся судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, одновременно ходатайствует о восстановлении срока обжалования данного постановления и истребовании из сотовой компании «Йота» детализации телефонных звонков по состоянию на 29 апреля 2020 во временной период с 23 часов 00 минут до 24 часов 00 минут, с целью установления его местонахождения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ходатайства Лебедева А.Н. о восстановлении срока обжалования указанного судебного акта и об истребовании детализации телефонных звонков не подлежат удовлетворению, поскольку рассмотрение таких ходатайств судом кассационной инстанции на стадии обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствие со статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами, принимают законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение названных положений временно исполняющим обязанности Главы Чувашской Республики издан Указ от 18 марта 2020 N 113-рг "О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности", согласно которому на территории Чувашской Республики введен режим повышенной готовности с 18 марта 2020 до особого распоряжения.
Указом Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 N 92 "О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики" введены ограничительные мероприятия.
Пунктом 2 данного Указа (в редакции от 25 апреля 2020 № 11) постановлено с 7 апреля 2020 г. до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки обязать граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью; случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с указом Президента Российской Федерации и решением Кабинета Министров Чувашской Республики; случаев осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Чувашской Республики, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с указом Президента Российской Федерации (в том числе с оказанием транспортных услуг и услуг доставки); случаев следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом; выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания); выноса отходов до ближайшего места накопления отходов; ухода за недееспособными, ограниченно дееспособными лицами или лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, находящимися на иждивении; доставки товаров первой необходимости гражданам в возрасте старше 65 лет, а также гражданам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций, в том числе из групп риска (лицам, страдающим хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременным женщинам).
Согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что за нарушение Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 417, и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, установленных законами или иными нормативными правовыми актами, принятыми органом государственной власти субъекта Российской Федерации, при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Лебедева А.Н. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 данного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для вынесения обжалуемого судебного постановления послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 9 июня 2020 выводы о том, что Лебедев А.Н., проживающий по адресу: <адрес> 29 апреля 2020 в 23 часа 20 минут покинул место своего проживания и находился на дачном участке №, расположенном в <адрес> чем нарушил требования пункта 2 Указа Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 N 92 "О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики", не выполнил требования Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, и тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства на момент совершения административного правонарушения 29 апреля 2020 подтверждаются собранными по делу доказательствами: рапортом старшего УП ОУУП и ПДН ОМВД России Корнеевой Л.Б., согласно которого Лебедев А.Н. 29 апреля 2020 в 23 часа 20 минут отсутствовал по месту жительства: <адрес> (л.д.10), и рапортом инспектора НоАН ОМВД России по Чебоксарскому району ФИО7 от 9 июня 2020, согласно которому во время несения службы установлено нахождение ФИО4 29 апреля 2020 в 23 часа 20 минут на дачном участке №, расположенном в д.<адрес> (л.д.5).
Данные обстоятельства также отражены в протоколе № 2122 651831 об административном правонарушении от 9 июня 2020, составленном исходя из объяснений Лебедева А.Н., который, после ознакомления с содержанием данного протокола, не оспаривал обстоятельства вмененного ему административного правонарушения, и после разъяснения положений статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 51 Конституции Российской Федерации, не был лишен возможности делать замечания и вносить дополнения в составленный в отношении него протокол по делу об административном правонарушении, однако какие - либо возражения и замечания относительно содержания протокола не зафиксировал, подписал данный протокол, указав собственноручно в соответствующей графе протокола, что «виновен» (л.д.4).
Представленные в материалы дела рапорты сотрудников ОМВД России по Чебоксарскому району отвечают требованиям, предъявляемым вышеуказанным Кодексом к такому виду доказательств, и обоснованно признаны достоверными относительно события административного правонарушения, поскольку данные рапорты никаких сомнений в своей объективности не вызывают и согласуются с другими доказательствами по делу.
Совокупность фактических и правовых оснований, установленных на момент совершения правонарушения, позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами и правовой оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены обжалуемого судебного акта не является.
Довод Лебедева А.Н. о составлении протокола об административном правонарушении за пределами срока, установленного для его составления, является несостоятельным.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей, выявившим событие административного правонарушения, с соблюдением требований части 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Кроме того, нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении. каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено.
Вместе с тем, при рассмотрении 20 июля 2020 дела по существу и вынесении постановления о привлечении Лебедева А.Н. к административной ответственности за совершение 29 апреля 2020 правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, районным судьей не было принято во внимание, что Указом Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 № 166 "О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики" Указ Главы Чувашской Республики от 3 апреля 2020 N 92 "О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) признан утратившим силу со дня официального опубликования Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 № 166, которым отменено данное ограничение и рекомендовано гражданам с высоким риском тяжелого заболевания (лицам старше 65 лет, лицам с хроническими заболеваниями, в первую очередь - лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов дыхания, диабетом) до особого распоряжения при улучшении санитарно-эпидемиологической обстановки соблюдать режим самоизоляции и принимать дополнительные меры при вынужденном выходе из дома (места проживания или пребывания).
Таким образом, на дату вынесения районным судьей постановления о привлечении Лебедева А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было отменено ограничение, нарушение которого ему вменено.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 4-П указано, что императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
Однако указанным обстоятельствам в постановлении районного судьи в нарушение статей 24.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не дана правовая оценка.
При таком положении вывод районного судьи о наличии в действиях Лебедева А.Н. состава вмененного ему административного правонарушения в вынесенном 20 июля 2020 постановлении нельзя признать обоснованным.
Изложенное означает, что в ходе судебного разбирательства по данному делу районный судья не выполнил требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о полном, всестороннем, объективном рассмотрении дела.
Исходя из положений части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении Лебедева А.Н. подлежало прекращению.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы выносится решение об отмене постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2020, вынесенное в отношении Лебедева А.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отменой закона, предусматривающего административную ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Лебедева Александра Николаевича удовлетворить частично.
Постановление судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 20 июля 2020, вынесенное в отношении Лебедева Александра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.И. Шкуров