УИД 18MS0031-01-2021-003968-30
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2749/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 мая 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев жалобу защитника Погудиной М.В., действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района городаИжевска Удмуртской Республики от 10 ноября 2021 года и решение судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 января 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» (далее также - ООО «Городская УК», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района городаИжевска Удмуртской Республики от 10 ноября 2021 года № 5-544/2021, оставленным без изменения решением судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 января 2022 года № 12-23/2022, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Погудина М.В. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ООО «Городская УК» по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из содержания части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения предписания) фонд капитального ремонта образуется за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, пеней, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходов, полученных от размещения средств фонда капитального ремонта, кредитных и (или) иных заемных средств, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 той же статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения исполняющего обязанности первого заместителя начальника Главного управления – главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики от 22 апреля 2021 года в отношении ООО «Городская УК» была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что ООО «Городская УК» не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. Петрова, <адрес>, поскольку на специальный счет не поступили уплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт денежные средства в размере 592522рубля 59 копеек.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с актом проверки главным государственным жилищным инспектором отдела контроля за формированием фондов капитального ремонта и расчетами платы 21 мая 2021 года выдано предписание № об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу следует принять меры и перечислить денежные средства в размере 592522 рубля 59 копеек (уплаченные собственниками помещений в качестве взносов на капитальный ремонт) на специальный счет, предназначенный для формирования фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. Петрова, <адрес> срок до 17 августа 2021 года (включительно).
На основании распоряжения первого заместителя начальника Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 18 августа 2021 года в отношении ООО «Городская УК» была вновь проведена внеплановая документарная проверка выполнения вышеуказанного предписания, в ходе которой выявлено неисполнение обществом в установленный срок - до 17 августа 2021 года (включительно) законного предписания от 21 мая 2021 года № 03/4-05-52, а именно обществом не зачислены денежные средства, поступившее в качестве взносов на капитальный ремонт в размере 592522 рубля 59 копеек на специальный счет по капитальному ремонту по состоянию на 17 августа 2021 года.
По факту невыполнения предписания 28 сентября 2021 года главным государственным жилищным инспектором отдела контроля за формированием фондов капитального ремонта и расчетами платы в отношении ООО «Городская УК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2021 года; предписанием от 21 мая 2021 года № 03/4-05-52; распоряжениями органа государственного контроля (надзора) от 22 апреля 2021 года № 03/4-05-52, от 18 августа 2021 года № 03/4-05-98; актами проверки от 21 мая 2021 года № 03/4-05-52, от 14 сентября 2021 года № 03/4-05-98 и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание административного органа об устранении нарушений законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Действия ООО «Городская УК» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Таким образом, установлено, что предписание в установленном порядке и в указанные сроки исполнено не было.
Из материалов дела установлено, что ООО «Городская УК» являясь владельцем специального счета обязано было осуществлять правомочия по начислению собственникам многоквартирного дома взносов на капитальный ремонт и изготовлению платежных документов в таком порядке, который бы обеспечивал выполнение требований статей 36.1, 170, 171, 174, 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, в части, связанной с поступлением уплаченных собственниками многоквартирного дома взносов на капитальный ремонт исключительно на открытый для этих целей специальный счет.
ООО «Городская УК» не обеспечило сохранность денежных средств, составляющих фонд капитального ремонта общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома на сумму 592522 рубля 59 копеек.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что предписание Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики от 21 мая 2021 года № 03/4-05-52 вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе. Объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о неисполнимости предписания, не имеется и заявителем не оспаривается.
Доводы жалобы о незаконности предписания, а также о том, что требование предписания о перечислении денежных средств на специальный счет выходит за сроки исковой давности, являлись предметом рассмотрения предыдущих судебных инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Вопреки доводам жалобы предписание не содержит требований гражданско-правового характера, поскольку не направлено на исполнение каких-либо договорных обязательств, а связано с исключительно с понуждением ООО «Городская УК» к совершению действий по устранению нарушений, допущенных последним при исполнении возложенных законом обязанностей по формированию фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах. Несогласие защитника Погудиной М.В. с выводами судебных инстанций и оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемых решений.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, при производстве по делу не допущено.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Устиновского района городаИжевска Удмуртской Республики от 10 ноября 2021 года и решение судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 27 января 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Погудиной М.В., действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания», – без удовлетворения.
Судья С.С. Картовенко