№16-4780/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 4 июля 2023 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России №4 по Ростовской области Лаврика М.В. на вступившее в законную силу определение мирового судьи судебного участка № 7 Волгодонского судебного района Ростовской области от 24 марта 2023 года, вынесенное в отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
определением мирового судьи судебного участка № 7 Волгодонского судебного района Ростовской области от 24 марта 2023 года материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении Винокурова Игоря Викторовича возвращены в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №4 по Ростовской области, для устранения выявленных недостатков
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить определение мирового судьи, считая его незаконным, ссылаясь на то, что извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении является надлежащим, мировой судья все обстоятельства в совокупности не учел, должным образом не исследовал и не дал им оценку.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья, орган, должностное лицо должны также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В соответствии с ч. 4 ст. ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении №61742306900014400002 от 22 марта 2023 года составлен в отсутствие привлекаемого лица, сведения о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Среди представленных материалов имеется список внутренних почтовых отправлений, согласно которому уведомление о составлении протокола (идентификатор 80092382048141) отправлено Винокурову И.В. 13 марта 2023 года. Как следует из отчета об отслеживании указанного почтового отправления, письмо ожидает адресата в месте вручения с 14 марта 2023 года по 13 апреля 2023 года, тогда как протокол об административном правонарушении составлен 22 марта 2023 года.
Таким образом, на момент составления протокола должностное лицо не располагало сведениями о надлежащем извещении Винокурова И.В. о том, что 22 марта 2023 года будет составлен протокол об административном правонарушении, иного не предоставлено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возврата в Межрайонную ИФНС № 4 по Ростовской области материалов дела об административном правонарушении Винокурова И.А. для устранения недостатков.
Считаю выводы мирового судьи законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Извещение должностного лица должно осуществляться по месту его жительства - по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела, на момент составления протокола должностное лицо не располагало сведениями о надлежащем извещении Винокурова И.В. о том, что 22 марта 2023 года будет составлен протокол об административном правонарушении, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором 80092382048141.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Считаю, что вывод мирового судьи о возврате должностному лицу, составившим протокол об административном правонарушении материалов дела об административном правонарушении, является законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.
Учитывая изложенное, полагаю, что определение мирового судьи судебного участка № 7 Волгодонского судебного района Ростовской области от 24 марта 2023 года подлежит оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
определение мирового судьи судебного участка № 7 Волгодонского судебного района Ростовской области от 24 марта 2023 года, вынесенное в отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Судья Д.В. Монмарь