ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-3834/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 28 июня 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «Байкальская энергетическая компания» Шиховой М.В. на вступившие в законную силу постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а так же по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 30 июля 2021 г., решение судьи Кировского районного суда г.Иркутска от 15 декабря 2021 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 01 марта 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а так же по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 30 июля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 15 декабря 2021 г. и решением судьи Иркутского областного суда от 01 марта 2022г., ООО «Байкальская энергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе защитник ООО «Байкальская энергетическая компания» Шихова М.В. просит состоявшиеся по делу акты отменить, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 01 января 2015 г.), в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно статьи 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (I категория); умеренное негативное воздействие на окружающую среду (II категория); незначительное негативное воздействие на окружающую среду (III категория); минимальное негативное воздействие на окружающую среду (IV категория).
Согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий, установленным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. № 1029 (действовал до 1 января 2021 г.), осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива, относится к объектам 1 категории, при этом, те же критерии для объектов 1 категории установлены и Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий, установленным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398, действующими на момент рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что в ходе анализа состояния законности деятельности ООО «Байкальская энергетическая компания» при эксплуатации промышленной площадки ТЭЦ-6 (филиал ТЭЦ-6), проведенного Братской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что ООО «Байкальская энергетическая компания», 24 сентября 2020 г., подавая заявку о постановке на учет, актуализации учетных сведений объекта НВОС (промплощадка ТЭЦ-6), достоверно зная о технических характеристиках объекта НВОС (270 МВт), указало недостоверные сведения об установленной электрической мощности объекта НВОС (менее 250 МВт), чем нарушило требования частей 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, заявкой о постановке объекта на государственный учет, свидетельствами об актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, договором аренды имущества и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судебные инстанции пришли к верному выводу о наличии в деянии ООО «Байкальская энергетическая компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Байкальская энергетическая компания», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 названного Кодекса.
Действия Общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса.
Какие-либо противоречия, которые могли бы поставить под сомнение выводы о виновности Общества в совершении вмененного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО «Байкальская энергетическая компания» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в соответствии с требованиями ст. ст. 30.6, 30.9 КоАП РФ соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а так же по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 30 июля 2021 г., решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 15 декабря 2021 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 01 марта 2022 г., вынесенные в отношении ООО «Байкальская энергетическая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Байкальская энергетическая компания» Шиховой М.В. – без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер