Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2388/2024 от 16.05.2024

УИД 26RS0003-01-2023-006171-95

Дело № 2-2388/2024

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

6 августа 2024 года                                                   город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при секретаре Гогжаевой К.С.,

с участием: Халкатьяна К.Н., Балакиревой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Строгановой Л. С. к Российской Федерации о признании действий судебного пристава-исполнителя незаконными и возмещении вреда,

установил:

Строганова Л.С. обратилась в Октябрьский районный суд <адрес обезличен> с административным иском об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя и возмещении убытков, в котором после уточнения просила признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. в виде не направления постановления от <дата обезличена> о сохранении заработной платы и иных доходов гражданина в размере прожиточного минимума в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю, взыскать с Российской Федерации излишне удержанные денежные средства из пенсии в размере 61 386,51 рублей.

Также просила взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000,00 рублей.

Определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от <дата обезличена> суд перешел к рассмотрению дела по правилам ГПК РФ.

Определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от <дата обезличена> дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Ставрополя.

В обоснование своих исковых требований Строганова Л.С. указала, что <дата обезличена> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. в отношении истца, как должника, возбуждено исполнительное производство <номер обезличен>-ИП, а <дата обезличена> исполнительное производство <номер обезличен>-ИП.

Впоследствии два исполнительных производства объединены в одно сводное <номер обезличен>-СД, обща сумма задолженности – 1 450 831,71 рублей.

<дата обезличена> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, постановление направлено в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю для удержания из пенсионных выплат. Размер удержаний составил <данные изъяты>%.

<дата обезличена> Строганова Л.С. направила судебному приставу-исполнителю заявление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.

<дата обезличена> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. такое постановление было вынесено, но не направлено в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю.

<дата обезличена> истец лично сдала постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. от 10.023.2023 в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю.

В результате этого в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> из пенсии истца необоснованно удержано 63 965,39 рублей.

Пенсия истца составляет 15 991,36 рублей, в соответствии с постановлением истцу сохраняется 15 699,00 рублей.

Истец обратилась с заявлением к судебному приставу-исполнителю Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. о возврате излишне удержанной пенсии, однако получила отказ.

Истец также указала, что для представления своих интересов заключила договора на оказание юридических услуг с Халкатьян К.Н., стоимость которых составила 25 000,00 рублей.

В судебное заседание истец Строганова Л.С. не явилась, извещена судом заблаговременно и надлежащим образом.

Представитель истца Халкатьян К.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ФССП России, ГУФССП России по Ставропольскому краю Балакирева Н.И. исковые требования не признала.

Судебный пристав-исполнитель Аванесян М.В., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, - Октябрьского РОСП г. Ставрополя, ПАО Сбербанк, ПАО Банк «ФК Открытие», Банка ВТБ (ПАО), Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю, а также врио начальника отдела Октябрьского РОСП города Ставрополя ГУФССП России по Ставропольскому краю Смола Д.В. в судебное заседание не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом.

Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю представил суду письменные возражения, в которых указал, что удержания из пенсии Строгановой Л.С. производились в размере, не превышающем 50 процентов пенсии. <дата обезличена> в Отделение поступило постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. от <дата обезличена>, содержащее требование о сохранении должнику прожиточного минимума трудоспособного населения, которое исполняется с указанной даты.

Врио начальника отдела Октябрьского РОСП города Ставрополя УФССП Р. по Ставропольскому краю Смола Д.В. в своих письменных возражениях указал суду, что постановление СПИ Аванесян М.В. о сохранении должнику прожиточного минимума в связи с электронной ошибкой в пенсионный орган не поступило.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Вывод суда основан на следующем.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст. 59 ГПК РФ).

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» одним из видов исполнительного документа является постановление судебного пристава.

В соответствие с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а также постановление Федеральной службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде.

В силу ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Согласно п. 1 ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.

Как следует из п.п. 6, 7 ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ

Судом установлено, что истец Строганова Л.С. является должником по сводному исполнительному производству <номер обезличен>-СД, общая сумма задолженности – 1 450 831,71 рублей.

<дата обезличена> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.

<дата обезличена> судебным приставом-исполнителем Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. по заявлению должника вынесено постановление о сохранении ей заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Судом также установлено и не оспаривается ответчиками, что указанное постановление не было направлено службой приставов в Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю.

<дата обезличена> истец лично сдала постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Ставрополя Аванесян М.В. от <дата обезличена> в Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю.

Таким образом, судебным приставом-исполнителем допущено незаконное бездействие.

С учетом изложенного, исковое требование в этой части суд признает обоснованным.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу подпункта 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 6 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, ФССП России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата Ф. Р. и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций.

В соответствии с пунктом 81 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - Федеральная служба судебных приставов России.

Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено.

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий ответчика, вину причинителя вреда и наличие причинной связи между наступлением убытков и противоправным поведением причинителя убытков, а также размер подлежащих возмещению убытков. При недоказанности любого из этих элементов в возмещение убытков должно быть отказано.

В соответствии с п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда.

Таким образом, истец, предъявляя требование о возмещении вреда, причиненного действиями (бездействием) органа (должностного лица), должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, а именно доказать факт причинения ему вреда, его размер, наличие причинной связи между действиями (бездействием) органа (должностного лица) и наступившими неблагоприятными последствиями, а также противоправность таких действий (бездействия), т.к. ответственность судебного пристава-исполнителя без вины законом не предусмотрена.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о необоснованности требования истца о возмещении убытков за счет средств ФССП России.

Вывод суда основан на следующем.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность (ст. 75.1 Конституции Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата обезличена> <номер обезличен>-П, провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, защиту прав и свобод, в том числе судебную, которая должна реализовываться на основе равенства всех перед законом и судом, быть полной, и эффективной, отвечать критериям соразмерности, обеспечивая равновесие между правами и законными интересами всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников.

При определении баланса конституционно значимых интересов необходимо принимать во внимание характер этих интересов.

К мерам принудительного исполнения относится в числе прочих обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (п. 2 ч. 3 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Частью статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (ч. 3 ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата обезличена> № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В статье 29 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания и определен порядок удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О страховых пенсиях" удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений ч. 5 ст. 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 3 ст. 29 ФЗ "О страховых пенсиях").

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу части 2 статьи 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-О-О, от <дата обезличена> <номер обезличен>-О-О, от <дата обезличена> <номер обезличен>-О-О, от <дата обезличена> <номер обезличен>-О-О, от <дата обезличена> <номер обезличен>-О и др.).

До <дата обезличена> назначение и выплата страховых пенсий в Российской Федерации осуществлялись Пенсионным фондом Российской Федерации через его региональные отделения.

С <дата обезличена> функции по назначению и выплате страховой пенсии возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ст. Федерального закона от <дата обезличена> № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").

Согласно пунктам 1, 2, 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-I, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным положением, осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, обеспечивает контроль за правильным и рациональным расходованием средств Пенсионного фонда.

<дата обезличена> между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации заключено Соглашение об информационном взаимодействии, целью которого является организация защищенного электронного документооборота между Федеральной службой судебных приставов и Пенсионным фондом Российской Федерации в целях реализации Федерального закона "Об исполнительном производстве" и определения общих принципов взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов и Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов при исполнении исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения к его предмету отнесено, в частности, направление территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов уведомлений об исполнении либо о невозможности исполнения постановления с указанием причин (абз. 3 п. 2.1. Соглашения); направление территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в территориальные органы Федеральной службы судебных приставов информации об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (абз. 4 п. 2.1 Соглашения).

В абзаце пятом пункта 2.1 Соглашения указано, что взаимодействие в рамках реализации абзацев второго – четвертого этого пункта осуществляется посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

Разделом III Соглашения установлены особенности взаимодействия территориальных органов Федеральной службы судебных приставов с территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в рамках которого:

- территориальные органы ФССП России получают от территориальных органов ПФР уведомления с указанием причин о невозможности исполнения постановлений, а также информацию об удержании и перечислении денежных средств должника в пользу взыскателя (п. 3.1.3 Соглашения);

- территориальные органы ПФР получают от ФССП России постановления в форме электронного документа (п. 3.2.1); уведомляют территориальные органы ФССП России посредством системы межведомственного электронного взаимодействия о невозможности исполнения постановления с указанием причин, в числе которых поступление постановления на взыскание из видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии со статьей 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (пп. «е» п. 3.2.2 Соглашения), иные причины, определенные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (п.п «к» п. 3.2.2. Соглашения).

Таким образом, с целью соблюдения закона пенсионному органу, как исполняющему публичные функции, в силу своей компетенции при поступлении исполнительного документа об обращении взыскания на пенсию должника-гражданина необходимо дать правовую оценку возможности удержания денежных средств из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и сделать вывод о возможности или о невозможности исполнения такого исполнительного документа.

Если размер пенсии должника-гражданина с учетом указанного в исполнительном документе размера удержаний будет меньше установленной величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, пенсионному органу необходимо уведомить соответствующий территориальный орган службы судебных приставов посредством системы межведомственного взаимодействия о невозможности удержаний из пенсии должника-гражданина в указанном в исполнительном документе размере и, соответственно, о невозможности исполнения исполнительного документа, поскольку при его исполнении могут быть нарушены такие основные принципы исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина, неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Невыполнение пенсионным органом названных действий и последующее удержание пенсионным органом из пенсии должника-гражданина денежных средств в размере, указанном в исполнительном документе, приведшие к тому, что должник-гражданин и лица, находящиеся на его иждивении, лишаются необходимого уровня материальной обеспеченности для их нормального существования, дают такому должнику-гражданину право ставить вопрос о признании незаконными действий пенсионного органа по удержанию денежных средств из его пенсии и в связи с этим - о возврате незаконно удержанных из его пенсии денежных средств применительно к положениям главы 59 Гражданского кодекса РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>-КГ23-9-К8).

С учетом изложенного суд считает, что в спорном правоотношении возмещение убытков не может осуществляться за счет средств ФССП России и отказывает истцу в этой части исковых требований.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

    Оценивая представленные доказательства о понесенных расходах на оплату услуг представителя, принимая во внимание характер и уровень сложности рассматриваемого дела, затраченного времени на его рассмотрение, степени участия представителя, суд полагает, что сумма расходов в размере 25 000,00 рублей является разумной, но с учетом объема удовлетворенных судом исковых требований сумма, подлежащая возмещению, составляет 12 500,00 рублей.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Строгановой Л. С. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отделения судебных приставов города Ставрополя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю Аванесян М.В. по не направлению постановления от <дата обезличена> в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю.

Взыскать с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю (ИНН 2634063910, ОГРН 1042600340914) в пользу Строгановой Л. С. (ИНН <данные изъяты>) расходы на оплату услуг представителя в размере 12 500,00 рублей.

В удовлетворении искового требования о возмещении убытков отказать в полном объеме, в требовании о возмещении расходов на представителя отказать за пределами взысканной суммы.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя.

Судья                                                                                                    Т.Н. Никитенко

Мотивированное решение изготовлено 13.08.2024.

Судья                                                   Т.Н. Никитенко

2-2388/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Строганова Людмила Суреновна
Ответчики
Октябрьский РОСП города Ставрополя ГУФССП России по Ставропольскому краю
Федеральная служба судебных приставов России
Судебный пристав-исполнитель Октябрьского РОСП города Ставрополя ГУФССП России по Ставропольскому краю - Аванесян Мартун Ваграмович
ГУФССП России по Ставропольскому краю
Другие
ПАО «Банк ВТБ»
Халкатьян Кирилл Николаевич
ПАО Банк "ФК Открытие"
ПАО "Сбербанк России"
ВРИО начальника отдела Октябрьского РОСП города Ставрополя ГУФССП России по Ставропольскому краю - Смола Дмитрий Владимирович
Бордиян Арина Витальевна
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Никитенко Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
16.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.05.2024Передача материалов судье
23.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее