КОПИЯ
Дело № 2-2174/2022
УИД-66RS0003-01-2022-000841-34
Мотивированное заочное решение изготовлено 12.05.2022
Заочное Решение
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2022 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре судебного заседания Демьяновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в порядке заочного производства по иску Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах Черкасовой Екатерины Витальевны, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей-сирот,
установил:
прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга в интересах Черкасовой Екатерины Витальевны (далее – истец) обратился в суд с иском, в котором указал, что Черкасова Е.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находилась под попечительством ***5 и ***6, принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в связи с отсутствием жилого помещения на праве собственности или на праве пользования жилым помещением в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается Приказом ***-д от 07.03.2015 Управления социальной политики по Артинскому району. 09.04.2018 учетное дело в отношении Черкасовой Е.В. передано по новому месту жительства в Управление социальной политики по Ленинскому району г. Екатеринбурга. В соответствии с приказом Управления от 27.04.2018 ***-О включена в список по муниципальному образованию «город Екатеринбург» для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области. Однако, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
На основании изложенного, истец просит: обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) за счет средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте г. Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Черкасовой Екатерине Витальевне, *** года рождения.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены: Управление социальной политики *** по Ленинскому району г. Екатеринбурга, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Истец Черкасова Е.В. в суд не явилась, прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга ***8, действующий в интересах истца Черкасовой Е.В., доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила удовлетворить в полном объеме, о рассмотрении дела в порядке заочного производства не возражала.
Представитель ответчика - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - в суд не явился, извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельные требования, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» - в суд не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку Черкасова Екатерина Витальевна, *** г.р. числится в списке под *** на учете для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области на территории муниципального образования «город Екатеринбург». В 2022 году аукционы для обеспечения жильем детей-сирот на территории г. Екатеринбурга не объявлялись. Действующим законодательством утвержден порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, которым не предусмотрено право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке. Указанная позиция также подтверждается представлением прокуратуры Свердловской области от 26.12.2016 ***, согласно которому обеспечение жилыми помещениями детей-сирот должно осуществляться в строгой очередности согласно списку, утверждённому Министерством социальной политики Свердловской области, а обеспечение детей-сирот согласно списку судебных решений расценивается как нарушение очередности.
Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельные требования, Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области *** – ***9, действующий по доверенности, ранее в судебном заседании представил письменный отзыв на исковое заявление и поддержал доводы, указанные в нем, что по состоянию на 30.03.2022 согласно сведениям, размещенным на сайте Министерства социальной политики, позиция Черкасовой Е.В. в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию «город Екатеринбург» - ***; считает, что внеочередное предоставление жилого помещения Черкасовой Е.В. может нарушить права граждан, состоящих в списке перед ней.
Принимая во внимание, что лица извещались о времени судебного заседания своевременно установленными ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способами, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте суда, руководствуясь ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, с учетом мнения стороны истца, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон №159-ФЗ).
Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», а также «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются юридическими понятиями, исчерпывающее содержание которых содержится в статье 1Федерального закона № 159-ФЗ.
Гарантии, установленные Федеральным законом № 159-ФЗ, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, что прямо следует из преамбулы названного Закона.
По смыслу ст. 1 Федерального Закона № 159-ФЗ, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Федеральный закон № 15-ФЗ), внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации - исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения, а также внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Материалами дела подтверждается, что истец Черкасова Екатерина Витальевна, *** года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, поскольку, решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 30.06.2005 по гражданскому делу удовлетворены исковые требования ***10 и МУ «Центр социальной помощи семье и детям Ленинского района г. Екатеринбурга» к ***3 о лишении родительских прав и взыскании алиментов в отношении малолетнего ребенка Черкасовой Екатерины Витальевны *** года рождения, также заочным решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 23.10.2006 по делу удовлетворены исковые требования Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга к ***4 о лишении родительских прав и взыскании алиментов.
Распоряжением Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга ***-р от 12.05.2006 создана приёмная семья ***12 - ***5 и ***6. Малолетней Черкасовой Е.В. были назначены приемные родители – супруги: ***5 и ***6; заключен договор с приёмными родителями о передаче детей на воспитание в приемную семью с ***.
Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 09.08.2010 по делу *** *** исковые требования ***4 к Отделу ЗАГС ***, ***3 об оспаривании отцовства, об исключении сведений об отце из записи акта о рождении – удовлетворены, исключены сведения об отце ***4 в записи акта о рождении ребенка Черкасовой Екатерины Витальевны за *** Муниципального образования Сысертский район Свердловской области.
Приказом начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Артинскому району ***-д от 09.04.2018, в ходе проверки подтверждены основания, дающие право несовершеннолетней Черкасовой Е.В., оставшейся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, также приказом ***-д от 09.04.2018 учетное дело истца направлено в Управление социальной политики по Ленинскому району города Екатеринбурга, в связи с изменением места жительства в пределах Свердловской области.
Приказом начальника Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга ***-О от 27.04.2018 Черкасова Е.В. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В 2019 году истец достигла возраста 18 лет, однако до настоящего времени ей жилое помещение на территории г. Екатеринбурга не предоставлено. В 2021 году истец закончила обучение, и вынуждена снимать жилое помещение. Своего жилья в собственности, либо предоставленного по договору социального найма не имеет. Зарегистрирована по адресу: *** в квартире, в которой ранее была зарегистрирована мать истца.
В силу ст. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации опека над истцом прекратилась.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок предоставления жилья по договору найма специализированного жилого помещения определен следующими юридическими фактами: окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования; окончание прохождения военной службы по призыву; окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Согласно абзацу второму п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно пункту 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, установленное федеральным законом предписание о предоставлении детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме жилых помещений по завершении ими получения профессионального образования, профессионального обучения не препятствует им в реализации права на обеспечение жилыми помещениями по достижении ими возраста 18 лет. Абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Из указанных положений следует, что наряду с нуждаемостью в жилом помещении в качестве безусловных оснований для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда законодателем названо достижение детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возраста 18 лет. Установленное абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" правовое предписание является дополнением гарантии обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями, а не препятствием к ее реализации по достижении данными лицами 18-летнего возраста.
Следовательно, истец должен быть обеспечен жилым помещением незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает безусловное обеспечение его жилым помещением.
Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не обуславливают реализацию права на предоставление жилья специализированного жилищного фонда наличием или отсутствием иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (в зависимости от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законодательстве и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицами данной категории.
Как следует из материалов дела, истец в настоящее время не имеет закрепленного за ним жилого помещения, а также не имеет на праве собственности жилой площади; членом семьи нанимателя жилого помещения также не является.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения и наличии оснований для его обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения.
Учетной нормой площади жилого помещения, согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» учетная норма и норма предоставления составили 10 кв.м, и 16 кв.м, соответственно.
Учитывая, что до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением, что ответчиком и третьим лицом не оспаривалось, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На территории Свердловской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - дети-сироты) осуществляется в соответствии с областной государственной программой "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП (ред. от 22.10.2020) "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года".
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (ред. от 03.10.2019) "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет" установлено, что в соответствии с государственной программой Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.4 Постановления).
В п. 4 Постановления указано, что получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд).
В части 2 пункта 4 Порядка указано, что Министерство социальной политики Свердловской области ежеквартально, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Фонд список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Таким образом, вышеуказанным Постановлением предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Соответственно, истец вправе претендовать на заключение с ним ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» договора найма специализированного жилого помещения, находящегося в черте города Екатеринбурга, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее установленной, только после приобретения (постройки) соответствующего жилого помещения Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, зачисленного в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
При этом, суд не вправе устанавливать конкретный срок, как просит истец.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации «Свердловская область» приобрести (построить) жилое помещение общей площадью не менее 16 кв.м, находящееся в черте г. Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Черкасовой Екатерине Витальевне, *** года рождения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/ Е.А. Шимкова
<***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> |
<***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> |
<***>
<***>
<***>
<***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> |
<***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> <***> |
<***>
<***>
<***>