Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-60/2024 (2-835/2023;) ~ М-665/2023 от 08.08.2023

УИД 91RS0023-01-2023-000897-40

Дело № 2-60/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 24 января 2024 года.

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2024 года.

24 января 2024 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи -             Ильичевой Н.П.

при секретаре -                             Кирильчук Е.А.

с участием представителя процессуального истца -     Жаплова Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Прокуратуры Черноморского района Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования – Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, к Овсянникову Владиславу Игоревичу, Новосельскому сельскому совету Черноморского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Черноморского района Республики Крым, об отмене решения органа местного самоуправления, об отмене регистрации права собственности, о признании отсутствующим право собственности, о прекращении права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Черноморского района Республики Крым Давыдко А.В., в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования – Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, обратилась в суд с иском к Овсянникову В.И. об отмене решения органа местного самоуправления, об отмене регистрации права собственности, о признании отсутствующим право собственности, о прекращении права собственности на земельный участок.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Черноморского района проведена проверка исполнения земельного законодательства при оформлении права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Право собственности на указанный земельный участок возникло у Овсянникова В.И. на основании решения 27-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва от 27.08.2013 № 723 «О рассмотрении вопроса гр. Овсянникова В.И. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома». Проверкой установлено, что 23.01.2020 Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр) за Овсянниковым В.И. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Овсянниковым В.И. на основании решения 27-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва от 27.08.2013 № 723 «О рассмотрении вопроса гр. Овсянникова В.И. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома».

По материалам проверки прокуратуры СО ОМВД России по Черноморскому району возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 327, п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ по факту подделки решений Новосельского сельского совета, принятых на 21-й сессии от 27.12.2012 и 22-й сессии от 01.02.2013 6-го созыва Новосельского сельского совета от 27.12.2012, в том числе решения 27-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва от 27.08.2013 № 723 и его использования в целях завладения правом собственности на земельный участок, расположенный по <адрес> в <адрес> Республики Крым.

Также установлено, что в соответствии с решениями Черноморского районного суда № 2-6/2019 (2-9/2018; 2-461/2017;) ~ М-368/2017, № 2-458/2017 ~ М-369/2017, № 2-363/2017 ~ М-263/2017, прекращено право на земельные участки, расположенные в районе объекта культурного наследия «Памятный знак в честь воинов-односельчан».

В результате незаконных действий неустановленных лиц из собственности Новосельского сельского совета Черноморского района Республики Крым, в нарушение вышеуказанных норм выведен земельный участок площадью 0,0800 га с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенный по <адрес> в <адрес> Республики Крым, кадастровый .

Земельный участок по <адрес> в <адрес> выбыл из муниципальной собственности незаконно помимо воли органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться землями Новосельского сельского поселения – администрации Новосельского сельского поселения.

Просит: отменить решение 22-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва от 01.02.2013 № 638 «О рассмотрении вопроса гр. Овсянникова В.И. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений»; отменить решение 27-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва от 27.08.2013 № 723 «О рассмотрении вопроса гр. Овсянникова В.И. «Об утверждении проекта по отводу земельного участка площадью 0, 0800 га, передаваемого в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес>»; отменить регистрацию права собственности на земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; признать отсутствующим право собственности у Овсянникова В.И. на земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый ; прекратить право собственности Овсянникова В.И. на земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Определением суда от 30.11.2023 к участию в деле привлечена Администрация Черноморского района Республики Крым, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением суда от 20.12.2023 к участию в деле привлечен в качестве ответчика Новосельский сельский совет Черноморского района Республики Крым.

В судебном заседании процессуальный истец настаивал на заявленных исковых требованиях по основаниям изложенным выше, пояснил, что земельные участки, находящиеся в районе Памятного знака в честь воинов односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, ранее переданные в собственность гражданам, в настоящее время на основании решений судов возвращены в муниципальную собственность.

В судебное заседание представитель ответчика - Новосельского сельского совета Черноморского района Республики Крым не явился, извещен надлежаще, подал в суд заявление о признании исковых требований; также пояснил, что на земельном участке по адресу: <адрес> отсутствуют какие-либо строения, земельный участок не огорожен.

В судебное заседание ответчик Овсянников В.И. и его представитель Стариков В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавали.

Представитель третьего лица Администрации Черноморского района Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.

Суд считает возможным рассматривать гражданское дело при указанной явке.

Суд, выслушав процессуального истца, исследовав материалы настоящего дела и дела № 2-458/2017, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.

Разрешая спор, суд применяет к правоотношениям, возникшим между сторонами до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации, нормы Украины, а также нормы Российской Федерации.

Правоотношения сторон регулировались Гражданским кодексом Украины (ред. от 01.01.2013) (далее - ГК Украины), Земельным кодексом Украины ((ред. от 01.02.2013) (далее - ЗК Украины), Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 3038-VI от 17.02.2011, с 21.03.2014 регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Проверяя законность обжалуемого решения органа местного самоуправления, с учетом действовавшего в период его принятия законодательства, суд исходит из того, что право собственности, в том числе на земельные участки, могло быть приобретено по основаниям, не запрещенным законом, и считается приобретенным правомерно, если иное не следует из закона или незаконность приобретения права собственности не установлена судом.

В соответствии со статьями 177, 181, 324 и главой 30 ГК Украины, земля и земельные участки являются объектами гражданских прав, а государство и территориальные общины через свои органы участвуют в земельных отношениях с целью реализации гражданских и других прав в частноправовых отношениях, то есть прав собственников земельных участков.

Основания и порядок приобретения права собственности на земельный участок в период спорных правоотношений были определены ст. ст. 116 - 118 ЗК Украины, согласно которым граждане могли приобрести право собственности на земельные участки из земель государственной, либо коммунальной собственности по решениям органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных этим Кодексом или по результатам аукционов, в том числе положений ст. 83 ЗК Украины, устанавливающей определенные ограничения и запреты передачи в собственность земель коммунальной собственности территориальной громады соответствующего населенного пункта.

В соответствии с ч. 6, 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины 25.10.2001 № 2768-III (ред. от 01.02.2013) граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка), в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочиям, определенным статьей 122 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 116 ЗК Украины безоплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности в границах норм безоплатной приватизации, определенной этим Кодексом.

По общему принципу реализация прав на землю осуществляется исключительно в соответствии с целевым назначением земель.

Для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, иных объектов общего использования используются земельные участки в границах населенных пунктов жилой и общественной застройки (ст. 38 ЗК Украины).

Согласно ст. 39 ЗК Украины использование земель жилой и общественной застройке осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, иной градостроительной документации, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.

Согласно ч.1 ст.16 Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» № 3038-VI от 17.02.2011 года (далее – Закон Украины № 3038-VI), планирование территорий на местном уровне осуществляется путем разработки и утверждения генеральных планов населенных пунктов, планов зонирования территорий и детальных планов территории их обновления и внесения изменений в них.

Согласно ч.ч.3,4 ст.16 Закона Украины № 3038-VI, состав, содержание, порядок разработки и обновления градостроительной документации на местном уровне определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование госполитики в сфере градостроительства, утверждение обновленной градостроительной документации на местном уровне осуществляется согласно статьям 17, 18 и 19 настоящего Закона.

Согласно ч.1 ст.17 Закона Украины № 3038-VI, генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснование долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта; на основании утвержденного генерального плана населенного пункта разрабатывается план земельно-хозяйственного устройства, который после его утверждения становится неотъемлемой частью генерального плана.

Согласно ч.2 ст.17 Закона Украины № 3038-VI генеральный план населенного пункта разрабатывается и утверждается в интересах территориальной громады, с учетом государственных, общественных и частных интересов.

Согласно ч.ч.8,9,10 ст.17 Закона Украины № 3038-VI, срок действия генерального плана населенного пункта не ограничивается; изменения в генеральный план населенного пункта могут вноситься не чаще одного раза в пять лет; генеральные планы населенных пунктов и изменения к ним рассматриваются и утверждаются соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами на очередных сессиях в течение трех месяцев со дня их представления.

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона Украины № 3038-VI, план зонирования территории разрабатывается на основе генерального плана населенного пункта (в его составе или как отдельный документ), с целью определения условий и ограничений использования территории для градостроительных потребностей в пределах определенных зон.

В соответствии с ч.ч.1,8 ст.19 Закона Украины № 3038-VI, детальный план в пределах населенного пункта уточняет положение генерального плана населенного пункта и определяет планировочную организацию и развитие части территории; детальный план разрабатывается с целью определения планировочной организации и функционального назначения, пространственной композиции и параметров застройки и ландшафтной организации квартала, микрорайона, остальной части территории населенного пункта, предназначенных для комплексной застройки или реконструкции; детальный план территории в пределах населенного пункта рассматривается и утверждается исполнительным органом сельского, поселкового, городского совета в течение 30 дней со дня его подачи, а при отсутствии утвержденного в установленном настоящим Законом порядке плана зонирования территории - соответствующим сельским, поселковым, городским советом.

Функциональное назначение территорий согласно ст. 18 Закона Украины «О благоустройстве» определяется планом зонирования территории, а п. 4 ст. 24 Закона установлен запрет на изменение целевого назначения земельного участка, не соответствующего плану зонирования территории.

Законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежащими применению к спорным правоотношениям после 18.03.2014, также установлено, что земли населенных пунктов могут использоваться исключительно в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 8 ч. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

В судебном заседании установлено, что Решением 11-ой внеочередной сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана совмещенного с детальным планом села Новосельское Новосельского сельского совета Черноморского района Автономной Республики Крым», утвержден Генеральный план, совмещенный с детальным планом села Новосельское Новосельского сельского совета Черноморского района АРК, разработанный ЧП «Фирма «АБС».

Судом установлено, что на Генеральном плане, совмещенном с детальным планом территории с. Новосельское, Новосельского сельского совета Черноморского района, имеется условное обозначение 3*, согласно которому жилая застройка, возможна при переносе памятника, также указано, что это - проект (т.1 л.д. 59-62).

В судебном заседании установлено, на территории обозначенной 3* на Генеральном плане с. Новосельское, Новосельского сельского совета Черноморского района, решением 22-й внеочередной сессии Новосельского сельского совета 6-го созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении вопроса гр. ФИО1 о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений», ФИО1 выделен земельный участок ориентировочной площадью 0,0800 га по <адрес>, в <адрес> из земель жилой и общественной застройки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, что подтверждается копией решения от 01.02.2013 № 638.

Судом установлено, что решением 27-й сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от 27.08.2013 «О рассмотрении вопроса гр. ФИО1 об утверждении проекта по отводу земельного участка площадью 0,0800 га, передаваемого в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес>», утвержден проект отвода на земельный участок передаваемый в собственность гр. ФИО1 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, площадью 0,0800 га, находящейся по <адрес> в <адрес>, АР Крым; передан в собственность гр. ФИО1 земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, в <адрес>, кадастровый , площадью 0,0800 га, из земель не предоставленных в собственность или постоянное пользование в границах населенного пункта, что подтверждается копией решения от 27.08.2013 № 723.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 21.03.2014.

С указанной даты на территории Республики Крым подлежит применению законодательство Российской Федерации.

Учитывая, что на день рассмотрения гражданского дела, оспариваемые решения не были признаны недействительными, к правоотношениям подлежат применению положения ГК РФ.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

Как установлено ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст.13 ГК РФ).

Согласно ч.ч. 1,4,10 ст. 47 закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 года № 280\97-ВР (в ред. от 01.01.2013) постоянные комиссии Совета являются органами совета, которые избираются из числа ее депутатов, для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ее ведению, осуществления контроля за выполнением решений совета, ее исполнительного комитета. Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.

Аналогичные нормы закреплены в регламенте Новосельского сельского совета, утвержденные решением Новосельского сельского совета № 13 от 10.12.2010.

Согласно п.3.5 Регламента Новосельского сельского совета 6-го созыва, утвержденного Решением 2-ой сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от 10.12.2010 № 13 (далее – Регламент), доклады и проекты решений по вопросам, выносимым на сессии, готовятся постоянными комиссиями совета и другими органами по поручению сельского головы.

В судебном заседании установлено, что на заседании земельной комиссии Новосельского сельского совета от 01.02.2013 года присутствовало два человека: ФИО5 - секретарь и ФИО6, что недостаточно для проведения заседания земельной комиссии и тем более, для подготовки выводов и рекомендаций по земельным вопросам, которые были вынесены на рассмотрении сессии, что подтверждается незаверенной копией протокола заседания земельной комиссии от 01.02.2013.

Суд обращает внимание на то, что заседание земельной комиссии Новосельского сельского совета проводилось 01.02.2013, в день проведения сессии, что противоречит установленным в судебном заседании обстоятельствам.

Согласно п.5.1 Регламента, решение принимается советом после обсуждения вопроса, вначале решение принимается за основу, а затем с учетом поступивших замечаний, дополнений и предложений в целом.

В судебном заседании установлено, что вопрос о выделении земельного участка по <адрес> в <адрес> на 22-ой сессии Новосельского сельского совета 6-го созыва не выносился, сведения указанные в протоколе сессии не соответствуют действительности, что подтверждается решениями суда по земельным участкам, расположенным в районе объекта культурного наследия «Памятный знак в честь воинов-односельчан», вступившими в законную силу, в том числе, материалами гражданского дела , исследованными в судебном заседании.

В судебном заседании установлено, что Новосельским сельским Советом 22 заседание 1 созыва решением № 123 от 22.07.2015 «О правопреемстве» определено, что все имущество Новосельской территориальной громады, находящееся на балансе Исполнительного комитета Новосельского сельского совета, на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов переходит в собственность муниципального образования Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым; отмена и изменение актов Новосельского сельского совета АРК, действующего на территории Республики Крым на день принятия в РФ Республику Крым с учетом норм законодательства РФ, законодательства РК осуществляется Новосельским сельским советом Черноморского района РК.

В связи с чем, Новосельский сельский совет Черноморского района Республики Крым является правопреемником Новосельского сельского совета АРК в части дел по спорам в отношении нормативных правовых актов Новосельского сельского совета АРК.

Согласно Соглашению № 7 «О передаче осуществления части полномочий администрацией Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым администрации Черноморского района Республики Крым» от 13.03.2015 года, Администрация поселения передает Администрации района осуществления части полномочий, в том числе обеспечения защиты имущественных прав и интересов собственника при решении вопросов управления объектами муниципальной собственности (включая земельные участки).

Спорный участок расположен в границах муниципального образования – Новосельского сельского совета.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Судом установлено, что «Памятный знак в честь воинов односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны», дата событий 1941-1945 года», дата сооружения 1974 год, по адресу: <адрес>, является объектам культурного наследия регионального значения, Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Памятный знак в честь воинов односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны», дата событий 1941-1945 года», по адресу: <адрес>, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения. Решением Крымского облисполкома от 15.01.1980 № 16 утверждена охранная зона памятника в пределах холма 10х15 м. Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны (л.д.31-58).

Судом установлено, что зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности на спорном земельном участке, сопряженном с территорией объекта культурного наследия регионального значения «Памятный знак в честь воинов односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны», дата событий 1941-1945 года», по адресу: <адрес>, компетентными органами не установлена, ее границы не определены, режим использования прилегающей территории к памятному знаку не прописан.

Судом установлено, что ФИО1, гражданин Украины, безоплатно получил земельный участок в собственность, при этом надлежащего заявления о выделении земельного участка по <адрес>, в <адрес>, он не подавал; также установлено, что земельная комиссия, которая уполномочена составлять проекты решений сессии, в надлежащем составе не заседала, на 22-ой внеочередной сессии 6-го созыва ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 о выделении земельного участка, ориентировочной площадью 0,0800 га по <адрес>, в <адрес> не рассматривалось; на 27-ой сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета <адрес> депутаты не утверждали проект отвода на земельный участок, передаваемый в собственность гр. ФИО1, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, площадью 0,0800 га по <адрес>, в <адрес> АРК, и не передавали в собственность ФИО1 земельный участок площадью 0,0800 га в <адрес>, кадастровый .

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок выбыл безвозмездно из собственности Новосельского сельского совета, помимо воли органа, имеющего исключительные полномочия на распоряжение им, в связи с чем, в настоящее время, администрация Новосельского сельского поселения, как действительный собственник спорного земельного участка, наделена безусловным правом на возврат земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) исключительно собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Судом установлено, что Овсянников В.И. незаконно завладел земельным участком муниципальной собственности.

Согласно п. 32, 33 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В соответствии с п. 34, Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22, если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.

Согласно п. п. 15 п. 1. Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, являются, среди прочего, изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года решения о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).

Вместе с тем, решение 27-й сессии Новосельского сельского совета 6 созыва от 27.08.2013 № 723 «О рассмотрении вопроса гр. Овсянникова В.И. о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома» не принималось, в связи с чем, регистрация права собственности за Овсянниковым В.И. на земельный участок муниципальной собственности произведена незаконно.

Оценивая предоставленные доказательства в их совокупности, судом установлено, что спорный земельный участок в установленном законом порядке в собственность Овсянникова В.И. не предоставлялся; земельный участок, по <адрес>, в <адрес>, выбывал из муниципальной собственности незаконно, помимо воли органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться землями Новосельского сельского поселения – администрации Новосельского сельского поселения.

На основании вышеизложенного, исковые требования об отмене решения 22-й внеочередной сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от 01.02.2013 № 638 «О рассмотрении вопроса гр. Овсянникова Владислава Игоревича о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений» и решения 27-й сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от 27.08.2013 № 723 «О рассмотрении вопроса гр. ФИО1 об утверждении проекта по отводу земельного участка площадью 0,0800 га, передаваемого в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес>», - подлежат удовлетворению.

Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, субъектом права земельного участка, для индивидуального строительства, площадью 800 кв.м., по адресу: Россия, <адрес>, кадастровый является Овсянников В.И. (л.д.15-17).

В связи с тем, что отменены решения, на основании которых возникло право собственности у Овсянникова В.И., требования об отмене регистрации права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , о признании отсутствующим право собственности у Овсянникова В.И. на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый и прекращения право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , подлежат удовлетворению.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства по делу, руководствуясь указанными выше нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из положений ст. 98 ГПК РФ.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в связи с чем, судебные расходы по оплате государственной пошлины, подлежит отнести за счет государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98, 103, 194-197, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление, Прокуратуры Черноморского района Республики Крым, в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования – Новосельское сельское поселение Черноморского района Республики Крым, к Овсянникову Владиславу Игоревичу, Новосельскому сельскому совету Черноморского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Черноморского района Республики Крым, об отмене решения органа местного самоуправления, об отмене регистрации права собственности, о признании отсутствующим право собственности, о прекращении права собственности на земельный участок, удовлетворить.

Отменить решение 22-й внеочередной сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от 01.02.2013 № 638 «О рассмотрении вопроса гр. ФИО1 о выделении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений».

Отменить решение 27-й сессии 6-го созыва Новосельского сельского совета от 27.08.2013 № 723 «О рассмотрении вопроса гр. Овсянникова Владислава Игоревича об утверждении проекта по отводу земельного участка площадью 0,0800 га, передаваемого в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по <адрес>».

Отменить регистрацию права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Признать отсутствующим право собственности у Овсянникова Владислава Игоревича на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Прекратить право собственности Овсянникова Владислава Игоревича на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                     Н.П. Ильичева

2-60/2024 (2-835/2023;) ~ М-665/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Новосельского сельского поселения Черноморского района РК
Прокуратура Черноморского района
Ответчики
Новосельский сельский совет Черноморского района Республики Крым
Овсянников Владислав Игоревич
Другие
Стариков Владислав Викторович
Администрация Черноморского района Республики Крым
Суд
Черноморский районный суд Республики Крым
Судья
Ильичева Наталья Павловна
Дело на странице суда
chernomorskiy--krm.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2023Передача материалов судье
09.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Подготовка дела (собеседование)
24.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2023Предварительное судебное заседание
19.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.11.2023Предварительное судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
24.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее