№ 16-360/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 28 февраля 2022 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности заместителя начальника управления особо охраняемых природных территорий, животного мира лесного и охотничьего хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя Денисова Р.К. на вступившее в законную силу решение судьи Севастопольского городского суда от 26 марта 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Центр» (далее – ООО «Центр», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника управления особо охраняемых природных территорий животного мира лесного и охотничьего хозяйства – начальника отдела лесного хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя (Севприроднадзора) от 22 сентября 2020 года ООО «Центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 декабря 2020 года указанное постановление должностного лица от 22 сентября 2020 года изменено, размер назначенного административного штрафа снижен с 400 000 рублей до 150 000 рублей, уточнен период совершения административного правонарушения - с 20 июля 2020 года по 11 сентября 2020 года; исключено из мотивировочной части постановления должностного лица указание на нарушение ООО «Центр» пунктов 2.1 Постановлений Правительства г. Севастополя № 327-ПП от 3 июля 2020 года, № 374-ПП от 24 июля 2020 года, № 402-ПП от 14 августа 2020 года; № 473-ПП от 3 сентября 2020 года.
Решением судьи Севастопольского городского суда от 26 марта 2021 года постановление должностного лица от 22 сентября 2020 года и решение судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 декабря 2020 года отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит отменить состоявшееся в отношении ООО «Центр» по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Севастопольского городского суда от 26 марта 2021 года, ссылаясь на его незаконность.
Законный представитель ООО «Центр», извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче должностным лицом жалобы на указанный судебный акт, представил возражения, в которых просит решение судьи Севастопольского городского суда от 26 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Основанием для привлечения ООО «Центр» к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица обстоятельства того, что 11 сентября 2020 года должностным лицом Севприроднадзора в ходе объезда территории, закрепленной за ГКУ «Севастопольское лесничество», обнаружены самовольные постройки на территории Чернореченского участкового лесничества на лесном участке с кадастровым номером 91:01:000000:37 в районе урочища «Аязьма» (так называемый пляж «Золотой»).
Как усматривается из постановления должностного лица, ООО «Центр» в период времени с 1 июня 2020 года по 15 сентября 2020 в квартале 37, выделах 16, 34, 35, 36 Чернореченского участкового лесничества ГКУ «Севастопольское лесничество», в период действия особого противопожарного режима, установленного постановлениями Правительства г. Севастополя «Об установлении особого противопожарного режима и дополнительных требований пожарной безопасности на соответствующих территориях г. Севастополя, а именно пунктов 2.1 от 22 мая 2020 года№ 220-ПП, от 9 июня 2020 года№ 265-ПП, от 3 июля 2020 года№ 327-ПП, от 24 июля 2020 года№ 374-ПП, от 14 августа 2020 года№ 402-ПП, от 3 сентября 2020 года№ 473-ПП, в нарушение требований пунктов 24, 37 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил Пожарной безопасности в лесах» от 30 июня 2007 года № 417 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах) организовано выполнение работ по доставке и монтажу на лесных участках с кадастровыми номерами 91:01:000000:37 и 91:01:058001:715, а также размещение на указанных лесных участках этих же деревянных конструкций, а именно раздевалки, туалетов, спасательной станции, деревянных платформ, после чего общество использовало данный участок в целях рекреационной деятельности без согласования с Севприроднадзором. Общая площадь воздвигнутых с нарушениями правил пожарной безопасности объектов составила 232 кв. м.
Судья районного суда, рассматривая жалобу общества на постановление должностного лица Севприроднадзора, и, соглашаясь с названным постановлением, указал на то, что факт заключения договора о благоустройстве пляжа внутригородского муниципального образования г. Севастополя от 28 января 2020 года №1/МА не освобождал общество от обязанности согласовать проведение работ с Севприроднадзором. При этом судьей районного суда постановление изменено в части, снижен размер назначенного административного штрафа с 400 000 рублей до 150 000 рублей, уточнен период совершения административного правонарушения с указанием периода с 20 июля 2020 года по 11 сентября 2020 года, исключено из мотивировочной части постановления указание на нарушение ООО «Центр» пунктов 2.1 постановлений Правительства г. Севастополя № 327-ПП от 3 июля 2020 года, № 374-ПП от 24 июля 2020 года, № 402-ПП от 14 августа 2020 года; № 473-ПП от 3 сентября 2020 года ввиду отсутствия сведений в протоколе об административном правонарушении описания нарушения данного пункта. В остальной части постановление оставлено без изменения
Отменяя вышеназванные акты и прекращая производство по делу по основанию отсутствия состава административного правонарушения, судья Верховного Суда Республики Крым исходил из того, из договора №1/МА от 28 января 2020 года, заключенного между местной администрацией внутригородского муниципального образования г. Севастополя Балаклавского муниципального округа и ООО «Центр», не усматривается, что на общество возложена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности в лесах, кроме того, в указанном договоре не содержится сведений о том, что пляж «Золотой» передан как лесной участок, а в постановлениях Правительства г. Севастополя об установлении особого противопожарного режима отсутствует прямое указание на пляж «Золотой», следовательно, пункт 24 Правил пожарной безопасности в лесах, был применен ошибочно.
Между тем, выводы, изложенные в решении судьи Верховного Суда Республики Крым, нельзя признать обоснованными в связи со следующим.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ) особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 24 указанных Правил установлено, что при осуществлении рекреационной деятельности в лесах в период пожароопасного сезона устройство мест отдыха, туристских стоянок и проведение других массовых мероприятий разрешается только по согласованию с органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в пункте 4 настоящих Правил, при условии оборудования на используемых лесных участках мест для разведения костров и сбора мусора.
Органы, осуществляющие меры противопожарной безопасности в лесах перечислены в пункте 4 Правил.
На основании пункта 37 Правил пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства г. Севастополя от 9 июня 2020 г. № 262 «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 17 сентября 2018 г. № 605-ПП «Об установлении перечня пляжей в городе Севастополе» установлен перечень пляжей города Севастополя, в который входит пляж «Золотой» площадью 1,16 га, длиной береговой лини 363 м, длиной зоны купания 200 м., геолокационными данными Ш 44.479938Д 33.629762.
28 января 2020 года между ООО «Центр» местной администрацией внутригородского муниципального образования г. Севастополя Балаклавского муниципального округа заключен договор № 1/МА о благоустройстве пляжа «Золотой», согласно которому на общество возложены обязанности в том числе обеспечить соблюдение установленных законодательством экологических, водоохранных, санитарно-эпидемиологических требований (том 1 л.д.51-63).
Постановлением Правительства г. Севастополя от 22 мая 2020 года №220-ПП установлен особый противопожарный режим на территории Севастопольского лесничества с 22 мая 2020 года сроком на 21 календарный день (том 2 л.д.103-108), продленный постановлениями Правительства г. Севастополя от 9 июня 2020 года № 265-ПП (том 2 л.д.109-112), от 25 сентября 2020 года № 499-ПП (том 2 л.д.134-140), от 15 октября 2020 года № 533-ПП (том 2 л.д.141-147), вплоть до 31 октября 2020 года.
Пунктом 2.1 указанных выше постановлений Правительства г. Севастополя запрещено посещение гражданами лесов и въезд транспортных средств в леса (все участковые лесничества, кварталы и выделы ГКУ «Севастопольское лесничество»), кроме случаев, связанных с использованием лесов на основании заключенных государственных контрактов, соглашений, государственных заданий в целях проведения определенных видом работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности в лесах.
Приложением 3 Постановлений Правительства г. Севастополя установлен перечень лесных массивов Севастопольского лесничества, в который входит Чернореченское участковое лесничество.
Из выписки из государственного лесного реестра следует, что лесной участок с кадастровым номером 91:01:000000:37, квартал 37 Чернореченского участкового лесничества, относится к Севастопольскому лесничеству, назначение лесного участка – «Отдых (рекреация)», «Использование лесов», особая отметка – защитные леса, сведения об объекте недвижимости имеют статус «Актуальные» (т.2 л.д.152-153). Эти же данные приведены в Едином государственном реестре недвижимости (л.д.148-151).
Таким образом, пляж «Золотой» относится к Чернореченскому участковому лесничеству ГКУ «Севастопольское лесничество», при этом отсутствие конкретного указания на пляж «Золотой» в постановлениях Правительства г. Севастополя об установлении особого противопожарного режима не указывает на отсутствие у ООО «Центр» обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности в период действия особого противопожарного режима.
Кроме того, согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ ответственность за пожарную безопасность несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Бремя содержания имущества может быть выражено не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязанности субъекта совершать в отношении такого имущества те или иные действия. Так, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по обеспечению сохранности имущества; соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Договор от 28 января 2020 года № 1/МА не признан недействительным, при этом пунктом 2.3.2 договора в обязанности оператора пляжа – ООО «Центр», входит обеспечение соблюдения установленных законодательством экологических, водоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, в том числе с позиций соблюдения требований пожарной безопасности.
Однако при рассмотрении дела судьей Севастопольского городского суда данные обстоятельства и требования федеральных законов учтены не были, выводы, приведенные в решении судьи городского суда, не основаны на материалах дела и нормах подлежащего применению законодательства, являются неправильными, оснований для прекращения производства по делу по мотивам, указанным в судебном акте, не имелось.
При этом судьей городского суда вопрос расположения пляжа «Золотой» и соотношение его с границами лесного участка не исследовался, сведения о характеристиках указанного пляжа из Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя не истребовались.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела судьей городского суда требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Допущенные судьей Севастопольского городского суда по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах решение судьи Севастопольского городского суда от 26 марта 2021 года, вынесенное в отношении ООО «Центр» по настоящему делу об административном правонарушении подлежит отмене.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу решение судьи Севастопольского городского суда от 26 марта 2021 года признано незаконным и подлежащем отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение невозможно, постановление исполняющего обязанности заместителя начальника управления особо охраняемых природных территорий животного мира лесного и охотничьего хозяйства Севприроднадзора от 22 сентября 2020 года о привлечении ООО «Центр» к административной ответственности и решение судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 декабря 2020 года также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение общества.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу исполняющего обязанности заместителя начальника управления особо охраняемых природных территорий животного мира лесного и охотничьего хозяйства Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя Денисова Р.К. удовлетворить частично.
Постановление исполняющего обязанности заместителя начальника управления особо охраняемых природных территорий животного мира лесного и охотничьего хозяйства Главного управления природных ресурсов и экологии г. Севастополя от 22 сентября 2020 года, решение судьи Балаклавского районного суда г. Севастополя от 29 декабря 2020 года и решение судьи Севастопольского городского суда от 26 марта 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Центр» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Орлова С.В. № 12-470/2020
судья городского суда Бабич В.В. № 21-114/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № 16-4788/2021, 16-360/2022