№ П16-682/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 11 мая 2022 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Джемелинского А.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 г.Майкопа Республики Адыгея от 2 февраля 2021 года и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 июля 2021 года, вынесенные в отношении специалиста автономного учреждения Республики Адыгея «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» (далее – АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея», учреждение) Джемелинского Антона Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 г. Майкопа Республики Адыгея от 2 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 июля 2021 года, специалист АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» Джемелинский А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Джемелинский А.Г. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Джемелинского А.Г. к административной ответственности) установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, частью 1 статьи 19.7.5-3, частью 1 статьи 19.7.5-4, статьями 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса
Основанием для привлечения специалиста АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» Джемелинского А.Г. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что он не принял по представлению должностного лица, рассмотревшего дела об административном правонарушении от 26 августа 2020 года, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в срок, установленный частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Между тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Исходя из части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС - извещения адресату).
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.
Извещение о судебном заседании защитника или представителя потерпевшего не освобождает судью от обязанности известить лицо, привлекаемое к административной ответственности и потерпевшего.
Изложенные требования действующего законодательства при рассмотрении 2 февраля 2021 года дела об административном правонарушении в отношении специалиста АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» Джемелинского А.Г. мировым судьей судебного участка № 2 г. Майкопа Республики Адыгея области соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи от 13 января 2021 года дело об административном правонарушении в отношении специалиста АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» Джемелинского А.Г. принято к производству судьи и назначено к рассмотрению на 2 февраля 2021 года в 10 часов 00 минут (л.д.1).
2 февраля 2021 года мировой судья судебного участка № 2 г. Майкопа Республики Адыгея, посчитав Джемелинского А.Г. надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, признал его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для вывода о том, что Джемелинский А.Г. не был надлежащим образом извещен о судебном заседании, назначенном на 2 февраля 2021 года.
В материалах дела имеется копия возвращенного в адрес судебного участка конверта с извещением Джемелинского А.Г. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении без отметки о причинах возврата (л.д.86).
Согласно сформированному на официальном сайте Почты России отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №, извещение о месте и времени судебного заседания, направленное Джемелинскому А.Г. по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, возвращено 23 января 2021 года в адрес судебного участка «по иным обстоятельствам», вручено отправителю 25 января 2021 года.
В силу разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 г.№ 343.
Пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. №234, предусмотрено, что почтовые отправления разряда «Судебное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Исходя из пункта 35 названных Правил, почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата.
Ввиду отсутствия в сведениях о возврате почтового отправления указания на то, что направленная Джемелинскому А.Г. корреспонденция возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения, отсутствием этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, разъяснения, изложенные в абзаце 2 пункта 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, в данном случае не могут быть применены.
Таким образом, применительно к пункту 35 Правил оказания услуг почтовой связи и вышеназванному разъяснению, изложенному в абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, возврат отправителю почтового отправления по «иным обстоятельствам», не считается получением отправления.
В связи с чем оснований для вывода о надлежащем извещении Джемелинского А.Г. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судей не имеется.
Следовательно, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей не соблюден, дело рассмотрено без участия Джемелинского А.Г. в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Данных о том, что мировым судьей предпринимались попытки известить Джемелинского А.Г. иными способами с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 о возможности использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации, связанной с извещением участвующих в деле лиц, материалы дела не содержат.
Рассмотрение мировым судьей судебного участка № 2 г. Майкопа Республики Адыгея дела об административном правонарушении в отсутствие Джемелинского А.Г., не извещенного надлежащим образом о судебном заседании, лишило его возможности воспользоваться предоставленными ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальными правами, повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств дела и повлекло за собой существенное нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные мировым судьей при рассмотрении дела нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не были устранены судьей районного суда.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Майкопа Республики Адыгея от 2 февраля 2021 года и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 июля 2021 года, вынесенные в отношении специалиста АУ РА «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» Джемелинского А.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными, и подлежат отмене.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы Джемелинского А.Г. истек срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Джемелинского А.Г. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 г. Майкопа Республики Адыгея от 2 февраля 2021 года и решение судьи Майкопского городского суда Республики Адыгея от 9 июля 2021 года, вынесенные в отношении специалиста автономного учреждения Республики Адыгея «Фонд развития промышленности Республики Адыгея» Джемелинского Антона Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Бельдинова О.П. № 3-72/2-2021
судья городского суда Зубков Г.А.№ 12-239/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. № П16-5711/2021, П16-682/2022