Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное)
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Антонова А.С.,
при секретаре Еганян В.А.,
с участием представителя истца помощника Шадринского межрайонного прокурора Медведевой Ю.И., законного представителя ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им. Г.М. Ефремова» Леготиной С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске 03 июля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им. Г.М. Ефремова», Управлению образования Администрации Шадринского муниципального округа Курганской области о возложении обязанности оборудовать оконные блоки замками безопасности,
установил:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова», Управлению образования Администрации Шадринского муниципального округа о возложении обязанности обеспечить оконные блоки замками безопасности.
В обоснование иска указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, выявлены нарушения закона в деятельности МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова», а именно в нарушение п.5.1.8. «ГОСТ 23166-99». Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенному в действие с 01.09.2016, в образовательном учреждении оконные блоки не оборудованы замками безопасности. По выявленным нарушениям 30.01.2023 в адрес руководителя образовательного учреждения внесено представление. Однако, указанные нарушения не устранены до настоящего времени. Управление образования Администрации Шадринского муниципального округа, в соответствии с Положением, выполняет полномочия учредителя подведомственных образовательных организаций, находящихся в ведении Администрации муниципального образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений. С учетом изменения исковых требований просил обязать МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» обеспечить оборудование 56 оконных блоков замками безопасности в соответствии с п.5.1.8. «ГОСТ 23166-99» в срок 30.08.2023, обязать Управление образования Шадринского муниципального округа обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по оборудованию оконных блоков МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» в соответствии с п.5.1.8. «ГОСТ 23166-99».
В судебном заседании помощник Шадринского межрайонного прокурора Медведева Ю.И. исковые требования поддержала, дала пояснения в соответствии с иском.
Представитель ответчика МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» Леготина С.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления образования Администрации Шадринского округа Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора признал.
Представители третьих лиц Администрации Шадринского муниципального округа, Финансового отдела Администрации Шадринского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Руководствуясь указанными положениями закона, суд рассмотрел настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Данное исковое заявление прокурором подано в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и ее цели закреплены ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Одним из принципов политики является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
На основании пункта 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана жизни и здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 7 статьи 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 2 декабря 1999 года принят действующий на территории Российской Федерации ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия».
Положениями п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99 Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенным в действие с 01.09.2016, установлено, что оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В пункте 2.12 Устава МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» содержатся также положения о том, что образовательное учреждение создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников учреждения.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Шадринской межрайонной прокуратурой проводилась проверка соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья обучающихся в деятельности МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова».
В результате проверки выявлено, что в нарушение п. 5.1.8. «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» 56 оконных блоков не оборудованы замками безопасности.
По выявленным нарушениям 30.01.2023 в адрес руководителя образовательного учреждения было вынесено представление с требованием устранить указанные нарушения.
Согласно ответу на представление от 27.02.2023, в Управление образования Администрации Шадринского муниципального округа было направлено отношение на выделение денежных средств для исполнения требований представления.
До настоящего времени оконные блоки не оборудованы замками безопасности. Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Таким образом, со стороны МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» нарушаются установленные законом правила и нормы, ненадлежащим образом исполняются обязанности по оборудованию здания оконными блоками с замками безопасности в соответствии с требованиями законодательства, что не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
В связи с этим суд находит исковые требования о возложении на МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» обязанности по оборудованию оконных блоков замками безопасности обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учредителем МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова», в соответствии с п.1.6 Устава образовательного учреждения, является МО Шадринский муниципальный округ, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Шадринского муниципального округа.
Отдельные полномочия учредителя переданы Управлению образования Администрации Шадринского муниципального округа (п. 1.7 Устава).
В соответствии с Положением, Управление образования Администрации Шадринского муниципального округа Курганской области, утвержденным решением Думы Шадринского муниципального округа № 178 от 06.07.2022, указанное учреждение является отраслевым (функциональным) органом Администрации Шадринского муниципального округа, осуществляющим управление в сфере образования, молодежной политики и социальной защиты населения на территории Шадринского муниципального округа.
В соответствии с п.9 Положения об Управлении образования Администрации Шадринского муниципального округа Курганской области, Управление образования выполняет полномочия учредителя подведомственных образовательных организаций и организаций отдыха и оздоровления, находящихся в ведении Администрации Шадринского муниципального округа.
В частности, к полномочиям Управления образования относится исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на содержание Управления образования и подведомственных муниципальных образовательных организаций, а также главного администратора доходов бюджета по закрепленным за ним видам доходов, осуществление полномочий по расходованию субвенций и субсидий, поступающих в бюджет Шадринсколго муниципального округа на реализацию полномочий в сфере образования (п.63,65).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 53 настоящего федерального закона).
По смыслу положений ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества (пункты 1, 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» является казенным учреждением, сведений о наличии самостоятельных денежных средств на выполнение указанных мероприятий не представлено, принимая во внимание, что учредителем данного учреждения является муниципальное образование Шадринский муниципальный округ, суд приходит к выводу, что финансирование указанных мероприятий должно быть возложено на Управление образования Администрации Шадринского муниципального округа, которому переданы отдельные полномочия учредителя.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
Поскольку выполнение мероприятия по обеспечению законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся в здании МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им Г.М. Ефремова» требует значительных финансовых затрат, суд находит возможным установить ответчикам для исполнения настоящего решения срок до 30.08.2023, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения.
При этом ответчики не лишены права при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения в определенных срок, на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им. Г.М. Ефремова» (ИНН 4522006139, ОГРН 1024501949230) обеспечить оборудование 56 оконных блоков замками безопасности в соответствии с п.5.1.8. «ГОСТ 23166-99» в срок до 30.08.2023 года.
Обязать Управление образования Шадринского муниципального округа Курганской области (ИНН 4500002116, ОГРН 1224500003200) обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по оборудованию оконных блоков МКОУ «Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа им. Г.М. Ефремова» в соответствии с п.5.1.8. «ГОСТ 23166-99».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2023 года.
Судья А.С. Антонов